[<10>] ====== Толкования на Рим. 13:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сего бо ради и дани даете: служители бо Божии суть, во истое сие пребывающе** **Сего бо ради и дани даете**, - продолжает (апостол): **служители бо Божии суть во истое cиe пребывающе** [[new:rim:13:06|(ст. 6)]]. Не перечисляя в частности всех благодеяний, какими государства обязаны своим правительствам, как то: благочиние, мир и другие услуги, происходящие от военных властей и от заведующих общественными делами, (апостол) на все это приводит одно следующее доказательство. Платя дань правительству, говорит он, этим самым ты свидетельствуешь, что оно благодетельствует тебе. Заметь мудрость и благоразумие блаженного Павла. То, что признавалось тягостным и обременительным, то есть налоги, он обращает в доказательство попечительности властей. За что, спрашивает он, мы даем царю дани? Не за то ли, что он заботится о нас, и не даем ли мы эту награду правителю за его попечение? Конечно, мы не стали бы платить даней, если бы заранее не знали, что покровительство начальства будет для нас полезно; потому издревле с общего согласия всеми принято, чтобы правители содержались на наш счет, потому что они, оставив собственные дела, заботятся о делах общественных и все свое время тратят на то чтобы наша собственность была неприкосновенна. Но, сказавши о внешних побуждениях (к признанию властей), апостол опять возвращается к прежнему своему доказательству, потому что таким образом он удобнее мог привлечь на свою сторону верующих, и снова показывает, что так угодно Богу, чем и заключает свое увещание, говоря: **служители бо Божии суть.** Потом, изображая заботы и труды начальников, он присовокупляет: **во истое cиe пребывающе**, т.е. на то посвящена вся жизнь их, к тому направляются и все их заботы, чтобы ты наслаждался миром. Потому и в другом послании (Павел) повелевает не только подчиняться начальникам, но и молиться за них, причем, показывая общую от этого пользу, присовокупил: //да тихое и безмолвное житие поживем// [[new:1tim:02:02|(1 Тим. II, 2)]]. Ведь начальники нимало содействуют нам в устройстве настоящей жизни тем, что действуют оружием, отражают неприятелей, усмиряют крамольников в городах, разрешают всякие ссоры. Не говори мне, что иной употребляет власть во зло, но обрати внимание на благочинность строя, и увидишь великую мудрость у того, кто в начале узаконил это. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Сего ради и дани даете: служители бо Божии суть во истое сие пребывающе** «**Сего ради и дани даете**. Не перечисляя всех благодеяний, какими государства обязаны своим правительствам и каковы суть: благочиние, мир и другие услуги, как по военной, так и по гражданской части, Апостол на все то приводит одно следующее доказательство. Платя дань правительству, говорит он, сим самым ты свидетельствуешь, что оно благодетельствует тебе. Заметь мудрость и искусство блаженного Павла. То, что признавалось тягостным и несносным, то есть налоги, обращает он в доказательство попечительности правительства. За что, спрашивает он, даем царю дани? Не за то ли, что он промышляет о нас? Не есть ли это награда правителю за его попечения? Мы не стали бы платить даней, если бы наперед не знали, что покровительство начальства будет для нас полезно. Напротив, издревле, с общего согласия, всеми принято, чтобы правители содержались на наш счет; потому что они, оставив собственные дела, пекутся о делах общественных и все свое время проводят в заботах о том, чтобы наша собственность была неприкосновенна. Приведши побуждения, заимствованные отвне, Апостол опять возвращается к прежнему своему доказательству; ибо таким образом он удобнее мог привлечь на свою сторону верных. Посему снова показывает, что так угодно Богу, чем и заключает свои убеждения, говоря: **служители бо Божии суть**. Потом, изображая труды и беспокойства, сопряженные со властию, присовокупляет: **во истое сие пребывающе**, — то есть на то посвящена вся жизнь их, о том все заботы их, чтобы ты наслаждался миром. (**Пребывающе**, προσκαρτεροϋντες, — а это слово означает: корпеть над чем неусыпно). Посему и в другом Послании Павел повелевает не только подчиняться начальникам, но и молиться за них; причем показывает и общую от того пользу, присовокупив: //да тихое и безмолвное житие поживем// [[new:1tim:02:02|(1 Тим. 2, 2)]]. Ибо начальники немало содействуют к спокойствию настоящей жизни нашей тем, что вооружаются против врагов, отражают их, усмиряют внутренние мятежи, решают всякие споры. Не говори мне, что иной употребляет власть во зло; напротив, обрати внимание на стройность гражданского постановления и рассуди, сколько было мудрости в том, кто узаконил сие в начале» (святой Златоуст). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые** **Посему ведь (ибо) и подать представляете, ибо** вы есте** служители Бога**, - Который уничижением Своим дал подать ради вас, чтобы быть вам примером ([[new:mf:17:24|Мф. 17:24]] сл. ср. [[new:fil:02:05|Флп. 2:5]] дал.). //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые** **Для сего вы и подати платите** Ты говорит, сам свидетельствуешь, что начальник благодетельствует тебе, потому, что даешь ему вознаграждение, очевидно, как промышляющему о тебе. Мы не стали бы платить подати изначала, если бы не знали, что получаем пользу от начальства, проходящие которое неутомимо бодрствуют вместо нас, а мы свободны от хлопот по сему. **Ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые** Поэтому и Богу угодно, чтобы мы платили служителям Его подати. Бог хочет, чтобы в гражданском обществе было мирно, жили добродетельно и поражался порок; а в этом-то и служат начальники воле Божией, ревностно заботясь об общем спокойствии, прилагая неутомимое попечение о том, чтобы мы проводили жизнь в мире и тишине. Если иной употребляет начальствование во зло, то это ничего не говорит против пользы самого начальства. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.** //Для сего//, т. е. ввиду того, что начальники имели великое значение в жизни государства. - //Подати платите//. Значит, самый платеж установленных правительством податей свидетельствует о том, что христиане считают себя нравственно обязанными повиноваться властям вообще, во всем, и помимо уплаты податей. - //Ибо они Божии служители//. Апостол повторяет мысль 4-го стиха (Божий слуга), чтобы еще более побудить христиан к повиновению властям. //Служителями// (leitourgoi) назывались у греков граждане, чем-нибудь, главным образом своим состоянием, служащие государству или народу (от laoV = //народ// и ergon = //дело//). Апостол хочет сказать этим наименованием, что правители должны служить благу народа, заботиться об его благополучии и что для этого они поставлены Богом (ср. [[new:lk:22:25|Лк 22:25-27)]], а христиане должны платить им подати, как бы в возмещение понесенных ими на благо государства расходов. - //Сим самым//, т. е. сбором податей, которые идут на общественные нужды. Это было действительно главным занятием разных начальников провинций (некоторые толкователи относят это выражение к служению начальников, но впереди этого термина служение не встречается). См. также Толкование на [[new:rim:13:01#lopuxin_ap|Рим. 13:1]] [<10>]