[<10>] ====== Толкования на Рим. 13:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Еже бо: не прелюбы сотвориши не убиеши, не украдеши, не лжесвидетельствуеши, и аще кая ина заповедь, в сем словеси совершается, во еже: возлюбиши искренняго твоего, якоже сам себе** (Апостол) не сказал просто - исполняется, но - **совершается**, то есть сокращенно и вкратце вмещается весь состав заповедей, так как начало и конец добродетели - любовь; она - и корень и необходимое условие, и вершина добродетели. А если любовь есть начало и полнота, то что ей равняется? Впрочем, (апостол) требует не просто любви, а любви в высшей степени, так как не просто сказал: **возлюбиши искренняго твоего**, но присовокупил: **якоже сам себе**. И Христос сказал, что на любви утверждаются закон и пророки [[new:mf:22:40|(Mф. 22:40)]], и, указав два вида любви, смотри, какое высокое место дал любви к ближнему. Сказав: //возлюбиши Господа Бога твоего, сия есть первая заповедь//, - он продолжал: вторая же, - и здесь не замолчал, а прибавил: //подобна ей, возлюбиши искренняго твоего яко сам себе.// Что может сравняться с таким великим человеколюбием, с такою кротостью? Хотя мы бесконечно отстоим от Бога, однако же Он любовь нашу друг к другу ставит близ любви к Нему Самому и одну называет подобной другой. Потому для той и другой любви Он положил почти равную меру, и о любви к Богу сказал: //всем сердцем твоим, и всею душею твоею//, а о любви к ближнему - //яко сам себе// [[new:mf:22:37|(Mф. 22:37-39)]]. А Павел говорит, что если нет любви к ближнему, то немного пользы и от любви к Богу. Как мы, когда любим кого-нибудь, говорим, что если ты полюбил его, то и меня полюбил, так и Христос, выражая это, сказал: //подобна ей//, а Петру: //если любишь Меня, паси овцы Моя// [[new:in:21:16|(Ин. 21:16)]]. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Еже бо не прелюбы сотвориши, не убиеши, не украдеши, не лжесвидетельствуешь не похощеши: и аще кая ина заповедь, в сем словеси совершается, во еже: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе** Показывает, как любовь исполняет закон. Перечисляет такие дела, которые и гражданским законом преследуются, и внушает, что любовь не допустит ни до одного из сих и подобных дел. Любящий друга может ли позволить себе соблазнить жену его? Может ли поднять руку на него или протянуть ее к его собственности? Повернется ли у него язык, чтоб взнесть на него что ложное? И сердце подвинется ли пожеланием чего-либо, что принадлежит другу его, или позавидовать ему? И ничего другого неприятного и вредного другу его не позволит он себе сделать ему. Так что, где любовь, там только одни законные дела, — и дела не только правды, но и взаимносодействия, помогания и поддержания. Блаженный Фотий у Экумения пишет: «как любящий ближнего исполняет закон, видно из следующего. Любящий не покусится расторгнуть брачный союз любимого, понаветовать против того, что есть самое главное в жизни, и в этом главном причинить ему вред. Но и смертоубийственных рук не вооружит он против него, ни украсть что-либо у него не позволит себе, ни другим каким-либо образом насильственно отнять что-либо у него не решится, потому что не может поблажить похотению того, елика суть ближняго его. Ничто такое не свойственно любящему. Ни ложного свидетельства не даст он против ближнего, ни клятвопреступной клятвою не поклянется во вред ему. Оградивший же себя такими расположениями какую другую добродетель не приложит к сказанным? Так что любящий ближнего воистину является верным исполнителем всего закона». **И аще ина кая заповедь, в сем словеси совершается, во еже: возлюбиши**. — **Совершается**, άνακεφαλαιοΰται, — возглавляется, под это заглавие подходит: **еже возлюбиши**, — и в нем содержится, и в исполнении его исполняется. Святой Златоуст говорит: «Апостол сказал не просто: дополняется, — но: άνακεφαλαιοΰται, — то есть в сей заповеди сокращенно вмещается весь состав заповедей. Ибо начало и конец добродетели есть любовь. Она есть и корень, и необходимое условие, она и вершина добродетели. А если любовь есть начало и полнота, то что ей равняется? Впрочем, Апостол требует не просто любви, а любви в высшей степени, ибо не просто сказал: **возлюбиши**, — но присовокупил: **яко сам себе**». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя** **Ибо** заповеди: **не прелюбодействуй, не кради** и прочие, **в сем слове** совершаются, которое говорит: //возлюбить ближняго твоего, как себя самого// ([[old:lev:19:18|Лев. 19:18]]. Ср. [[new:gal:05:14|Гал. 5:14]] и [[new:iak:01:08|Иак. 1:8]]). //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блж. Августин ===== **Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя** Этот закон не записан на каменных скрижалях, но излит в сердца наши Духом Святым, данным нам (см. [[new:2kor:03:03|2 Кор. 3:3]]). //**О духе и букве.**// ---- Никто не любит ближнего, если не любит Бога, а любя его, насколько возможно, как самого себя, он изливает свою любовь на него, чтобы и ближний смог полюбить Бога. Но если он не любит Бога, он не любит ни себя, ни ближнего. //**Послания.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя** Кто хорошо относится к кому-либо, тот не убивает того, кого любит, не прелюбодействует с его женой, не отнимает чего-либо, принадлежащего другу, и не делает ничего другого, что причинило бы тому огорчение. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя** Кто любит ближнего, тот исполняет закон. Поэтому каждый должен любить ближнего своего потому, что получает от него и от любви к нему столько благодеяний, что исполняет весь закон. Не сказал: дополняется, но **заключается**, то есть в этой заповеди сокращенно заключается весь состав заповедей. Ибо начало и конец добродетели есть любовь. Далее, закон требует любви в высшей степени. **Люби** - говорит, - **ближнего, как самого себя**, а Господь наш требует большего, внушив, чтобы мы любили ближнего более, нежели себя; ибо научает полагать за друга душу [[new:in:15:13|(Ин. 15:13)]]. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя** **Не убивай**, и далее. Разве тот, кто любит ближнего своего, совершит прелюбодеяние с его женой? Конечно, никогда! Итак, если ты любишь ближнего, то не совершишь прелюбодеяния. Равным образом тот, кто любит ближнего, не украдет принадлежащего ему и не будет лжесвидетельствовать против него. Точно так же и прочие предписания закона соблюдаются без всякого усилия, если есть любовь к ближнему. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя** Моисей принял от Бога написанное для обновления естественного закона. Все, что установлено в законе, выражается словами: Возлюби ближнего твоего, как самого себя [[old:lev:19:17|(Лев. 19:17)]]. И хотя возможны и другие законы, которые Павел не упоминает, он говорит, что закон исполняется любовью. И если бы род человеческий пребывал в любви с самого начала, на земле не было бы порока; исход же неправедности - раздор. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя** См. Толкование на [[new:rim:13:08#lopuxin_ap|Рим. 13:8]] [<10>]