[<10>] ====== Толкования на Рим. 13:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная и облечемся во оружие света** См. Толкование на [[new:rim:13:11#svt_ioann_zlatoust|Рим. 13:11]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света** Апостол иносказательно называет Сына именами «дня» и «света», а заповеди, в другой метафоре, - «оружием света». //**Строматы.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная и облечемся во оружие света** Слова: **нощь убо прейде, а день приближися** — блаженный Феодорит толкует так: «Апостол //нощию// называет время неведения, и //днем// — время по пришествии Владыки; потому что Солнце правды, воссияв, осветило вселенную светом боговедения». И Амвросиаст пишет: «//нощию// назвал Апостол ветхого человека, который чрез крещение делается новым. Прешел, говорит, сей человек, как ночь, а день приближился, во свете коего истина нам открылась, — чтоб мы ведали, что должно нам делать. Прежде, не зная Христа, мы были во тьме; но, когда познали Его, свет воссиял в нас, потому что мы перешли от лжи к истине». А другие наши толковники, держась все той же мысли, что здесь Апостол говорит о втором Христовом пришествии, под //нощию// разумеют настоящую жизнь и настоящий век, а под //днем// будущий век; а что говорит Апостол: **прейде и приближися**, — то здесь то выражается, что как положено одному прейти, а другому приблизиться, и то и другое непременно будет, то содержи в уме, что это уже и есть: ночь прешла, а день приближился. Блаженный Феофилакт пишет одинаково с Экумением: «**нощь прейде**, — то есть ночь скоро кончится. Например: положим, что ночь состоит из двенадцати часов. Когда пройдет десять часов, то говорим, что ночь уже пресеклась, προέκοψεν, — вместо: прошла, близка к концу. Ночью называет Апостол настоящий век, потому что в нем многие находятся во тьме и житие каждого покрыто тьмою; а днем именует век будущий, как по причине светлости праведных, так и потому, что тогда откроются тайны всех». И святой Златоуст говорит: «итак, ежели ночь скончавается, а день приближается, то займемся уже дневными делами, а не ночными. Сие наблюдается и в делах житейских. Как скоро видим приближение рассвета и слышим пение ласточек, то будим друг друга, хотя бы ночь еще не прошла. А когда она пройдет, то понуждаем друг друга, говоря: наступил день, пора одеваться, расстаться с грезами, отрясти сон и приниматься за дела дневные. Пусть день застанет нас готовыми; ибо поздно уже вставать и сряжаться, когда осветят солнечные лучи. Так мы ведем себя в делах житейских; так будем поступать и в делах духовных. Оставим мечты, расстанемся с грезами настоящей жизни, отложим глубокий сон и, вместо одежды, облечемся в добродетели». **Отложим убо дела темная и облечемся во оружие света**. Как мы просвещены святым крещением, — оправданы, освящены и облечены благодатию, то нам не пристало уже делать темные дела греховные; надо отложить их, сбросить и отбросить, а вместо того, облещися во оружие света, то есть в добродетели. Грехи суть темные дела, потому что во тьме творятся и в тьму погружают творящего их, в тьму неведения, ослепления, страстности и плотяности чувственной. Добродетели же суть оружие света, потому что каждая добродетель, утверждаясь в сердце, поражает противоположную страсть греховную, которая иначе и поражена быть не может, как сею противоположною ей добродетелию. Добродетель поставляет человека в светлое состояние: он тогда пред Богом ходит и дерзновенно воззревает на Него, видит себя самого ясно и не прячется от людей, смело смотрит всем в глаза. Такие свойства добродетели и грешности отражаются и во всем естестве человека; и те, у которых открыты очи духовные, одних видят темными, а других светлыми. Ангелы же Божии и всегда нас видят или светлыми, или темными, смотря по тому, каково наше внутреннее настроение. Блаженный Феофилакт пишет о сем так: «делами темными назвал Апостол греховные действия, а оружиями света наименовал действия добродетельные. Словами: **отложим и облечемся** — показал удобство того и другого, то есть удаления от злых дел и обращения к добродетели. Как не трудно отложить одежду и облечься в другую; так возможно удалиться от порока и восприять добродетель». — Но может быть, так говорится не потому, чтоб было легко то и другое: ибо на деле как совлечение грехов и страстей, так и облачение в добродетели сопровождается не малым трудом; но для того, чтоб внушить, что то и другое должно быть сделано полно, в совершенстве, так, чтобы и следа не оставалось ничего порочного и, напротив, добродетель была видна во всем, с какой стороны ни посмотри на человека. Амвросиаст так рассуждает: «дела тьмы — плотская жизнь, которая водится приманками и прелестями века сего. Будучи темны, они и достойны тьмы, как говорит Господь: //связавше ему// (не имевшему одеяния брачного) //руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешную// (ср.: [[new:mf:22:13|Мф. 22, 13]]). Оружия же света суть добрые деяния. Как худые дела отлагаются до темноты ночной, — потому что обыкновенно делающими их делаются утаенно; так и делающие добро действуют явно; потому что не стыдятся дел своих, а смело и радостно делают их. Добрые дела суть оружия света, потому что прогоняют тьму плотских страстей. Святой Златоуст останавливает внимание более на слове: оружие света — и воодушевляет к воинствованию за добро. — «День, говорит он, призывает нас в воинские ряды и на сражение. Но не пугайся, слыша о воинских рядах и об оружии. Тяжело и несносно облекаться в вещественное оружие; но облечься в духовное оружие вожделенно и должно составлять предмет наших молитв; потому что это оружие есть оружие света. Оно сделает тебя светлее солнечных лучей, блистающих как молния; оно поставит тебя в безопасность, потому что есть оружие; оно соделает тебя светоносным, потому что есть оружие света. Что же? Поэтому не нужно и сражаться? Сражаться нужно; но не опасайся при этом бед и изнурения. Ибо это не брань, а ликование и торжество. Таково свойство сего оружия, таково могущество вождя! Облеченный в сие оружие столько же украшен, как и жених, выходящий из брачного чертога; ибо он вместе и жених, и воин». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Блж. Августин ===== **Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света** Посмотри, когда это сказал апостол: теперь //наше спасение ближе, чем когда мы уверовали// [[new:rim:13:11|(Рим. 13:11)]]. **Ночь прошла, приблизился день**. А сколько лет прошло! Но апостол не сказал неправду. Насколько уместнее теперь сказать, что приход Господа приблизился, если конец времен на столько продлен! //**Послания.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света** «Ночью» апостол называет пору незнания, а «днем» - время по пришествии Владыки. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света** **Ночь прошла (προέκοψεν), а день приблизился** То есть ночь скоро кончится. Например: положим, что ночь состоит из двенадцати часов. Когда пройдет десять часов, то говорим, что ночь кончается (προέκοψεν), вместо: прошла, близка к концу. Ночью называет настоящий век, потому что в нем многие находятся во тьме и житие каждого покрыто тьмой; а днем именует век будущий, как по причине светлости праведных, так и потому, что тогда откроются тайны всех. В Евангелии же днем называется настоящий век потому, что во время его должно делать, а ночью именуется будущий век потому, что тогда никто не может делать ([[new:in:09:04|Ин. 9:4]]). **Итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света** Делами назвал греховные действия, как нечто трудное, сопряженное с великими неудобствами, подверженное тысячам опасностей даже в нынешнем веке; а оружием света наименовал действия добродетельные: ибо они поставляют имеющего их, как оружие в безопасности, и делают светлым как оружие света. Словами **отвергнем** и **облечемся** показал удобство того и другого, то есть и удаления от злых дел и обращения к добродетели. Как не трудно отложить одежду и облечься в другую, так возможно удалиться от порока и воспринять добродетель. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света** Поистине, приход этого дневного света следует понимать двояко: и в смысле общем для всех, и в смысле особом для каждого. Для всех наступит дневной свет, когда придет время будущего века, в сравнении с которым срок мира сего именуется «тьмою», ибо время приближается склоняющимися ежедневно днями и сроки, которые раньше возрастали, в будущем, несомненно, сократятся. Поэтому апостол и говорит, что //ныне ближе к нам, спасение, нежели когда мы уверовали// [[new:rim:13:11|(Рим. 13:11)]], и с каждым днем становится ближе... Но и для каждого совершается наступление этого дня. Ибо, если Христос живет в нашем сердце, Он возжигает в нем свет; если разумение знания отрешает нас от нашего невежества и, отвернувшись от недостойных дел, мы устремляемся к благочестивым и достославным деяниям, то просветляемся и по чести пребываем как бы в дневном свете. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света** Ночь обозначает ветхого человека, обновленного крещением (см. [[new:rim:06:06|Рим. 6:6;]] [[new:ef:04:22|Еф. 4:22;]] [[new:kol:03:09|Кол. 3:9]]). Павел говорит, что он прошел подобно ночи, и приблизился день, в свете которого нам открылась истина, дабы мы знали, что делать. Ибо прежде мы были во тьме и не знали Христа, но когда узнали, в нас зародился свет, и мы от лжи пришли к правде. **Итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света**. **Дела тьмы** - плотская жизнь с мирскими соблазнами. А облечься в **оружия света** значит творить дела добрые. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света** Апостол призывает, чтобы мы, оставив дела тьмы и сонного отупения, ходили в свете, то есть в добрых делах. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света** Время до второго пришествия - время, когда люди спят греховным сном, Апостол обозначает, как ночь, тогда как с момента второго пришествия заблещет ясный день (гр. [[new:evr:10:25|Евр. Х:25]]). - **Ночь прошла** - точнее: //ушла вперед,// ее осталась немного (proekoyen). Ст. 12-14 **Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти** Ввиду близости второго пришествия Христова мы должны заботиться об улучшении своей частной жизни и пребывать в строгом воздержании. **Отвергнем**, т. е. сбросим с себя, как ночное покрывало. - **Дела тьмы**, т. е. греховные привычки. - **Оружия света**. Вооружение надевалось частью как одежда (ср. [[new:ef:06:11|Еф. 6:11;]] [[new:1sol:05:08|1 Сол. 5:8]]). Христианин мыслится здесь как борец Христов против царства тьмы. [<10>]