[<10>] ====== Толкования на Рим. 14:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **На сие бо Христос и умре и воскресе и оживе, да и мертвыми и живыми обладает** См. Толкование на [[new:rim:14:05#svt_ioann_zlatoust|Рим. 14:5]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **На сие бо Христос и умре и воскресе и оживе, да и мертвыми и живыми обладает** Что мы в руках Божиих и Божии есмы, этому учит и естественный закон веры. В сердце каждого от естества написано, что и начало, и продолжение, и конец бытия нашего — всё в руках Господа. //Господни есмы//, и Он Владыка наш. Но, к христианам пища, Апостол к естественному прилагает и христианское в том удостоверение. Господь наш Иисус Христос на то и умер, и воскрес, и ожил, чтоб всеми обладать, и которые живы, и которые умерли. Чрез сие Он вторично стал Владыкою нашим. Он уже Владыка наш, как Творец и Промыслитель; благоволив же устроить дивный образ спасения нашего, стал еще Владыкою, как Искупитель наш. Купил нас и обладает нами. Мы рабы Его и должны работать Ему единому. Это то же, что так многократно выражал уже Апостол: все должно быть у нас для Господа. «Он — Владыка всех, — Он, Себя предавший за нас на смерть, разрушивший державу смерти и всем нам дарующий обетование воскресения. Поэтому Ему мы подвластны, как от Него приявшие жизнь» (блаженный Феодорит). «Господом создана тварь, которая по причине греха отчуждена от Творца своего и стала пленною. Бог Отец, да не погибнет дело Его, послав Сына Своего с небес на землю, научил, что надобно делать, чтоб избежать от рук хищников. Для сего Он и смерть претерпел от врагов, дабы, нисшедши во ад, освободить из него держимых им. Итак, поелику Он живым показал путь спасения и принес Себя за них в жертву, а умерших освободил из ада, то и владычествует как над живыми, так и над мертвыми: ибо из погибших Он претворил их Себе в рабов» (Амвросиаст). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми** **Ибо для того** и** Христос умер и, воскресши, ожил, чтобы** безразлично** над мертвыми и живыми господствовать**. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми** Это, говорит, пусть уверит тебя, что Господь печется об исправлении немощных. Ибо Кто пролил кровь и умер, чтобы быть Господом нашим. Тот может ли не заботиться о тех, которые сделались Его рабами? Это похоже на то, как обыкновенно говорим: возможно ли, чтобы кто-нибудь не заботился о рабе своем, за которого заплатил так дорого? И если, говорит, заботится об умерших, то тем паче о живых. Все это говорится с целью пристыдить иудействующего христианина и убедить его обсудить, как неблагодарно поступает он в отношении к умершему за него Христу, продолжая держаться закона. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми** Нет сомнения, говорит Павел, что Христос умер через принятие страстей, а ожил через таинство воскресения. Тем самым Он и нам дает пример: сначала - умерщвления страстей, а затем - воскресения и новой жизни. Но, может быть, кого-то смущают слова апостола о том, что Христос умер и ожил, дабы владычествовать над мертвыми и живыми? Как если бы апостол хотел дать понять, что Христос не владычествовал бы над мертвыми, если бы не умер, и не был бы владыкой живых, если бы не ожил после смерти. На это, полагаю, надлежит ответить следующим образом: во всякой твари владычество Христа осуществляется двумя способами. Первый способ тот, согласно которому Он есть Творец всего и владыка мира, и Его величию и неодолимому могуществу подчинено все. Таким образом, Он владычествует не только над благими и святыми душами и духами, но и над негодными, над оступившимися и над теми, кого божественное Писание именует злыми ангелами [[new:lk:08:02|(Лк. 8:2)]]. Поэтому Он именуется Вседержителем и Всемогущим, как говорит Иоанн в Апокалипсисе: //Я есмь начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель// [[new:otkr:01:18|(Откр. 1:18)]]. Таков первый способ, каким Христос владычествует надо всем. Другой же способ тот, согласно которому Он, добрый Сын доброго Отца, не хочет силою приводить разумные души к повиновению закону, но ожидает, пока они добровольно покорятся и охотно, а не по принуждению, возлюбят благо (см. [[old:vtor:30:19|Втор. 30:19;]] [[old:is:01:19|Ис. 1:19-20;]] [[old:ier:11:08|Иер. 11:8;]] [[new:mf:23:37|Мф. 23:37;]] [[new:2kor:05:20|2 Кор. 5:20]]) : Он не столько повелевает им, сколько учит их; не столько принуждает, сколько убеждает. Наконец, Он соблаговолил умереть, чтобы дать пример повиновения и образ смерти тем, кто хочет умереть для греха и пороков. Поэтому в данном месте апостол говорит, что **Христос умер и ожил, чтобы владычествовать над мертвым и над живыми**. Над живыми - то есть над теми, кто по примеру Его воскресения взыскует новой, небесной жизни на земле; над мертвыми - то есть над теми, кто возвещает смерть Христову в своем теле [[new:2kor:04:10|(2 Кор. 4:10)]] и умерщвляет свои члены, пребывая на земле [[new:kol:03:05|(Кол. 3:5)]]. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ---- Из этих слов видно, что Иисус умер, чтобы господствовать над мертвыми, и воскрес затем, чтобы господствовать не только над мертвыми, но и над живыми. И под этими мертвыми, над которыми Христос господствует, Апостол без сомнения разумеет тех именно, о которых он в своем Первом Послании к Коринфянам говорит: //«ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными»//; а под живыми (он разумеет) тех, которые должны измениться, они отличаются от тех мертвых, которые должны будут пробудиться. Об этих именно (живых) он приводит следующее изречение: //«и мы изменимся»//, - то изречение, которое приводится вслед за выражением: //«мертвые воскреснут наперед»//. То же самое разделение он предлагает в несколько иных выражениях и в своем Первом Послании к Фессалоникийцам, где он ведет речь, с одной стороны, об усопших, а с другой – о живых. Он говорит: //«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших»// [[new:1sol:04:13|(1 Фес. 4:13–15)]]. Как нужно понимать это место, мы показали уже в своем изъяснении на Первое Послание к Фессалоникийцам. **//Против Цельса. Книга 2.//** ===== Амвросиаст ===== **Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми** Творение создано через Господа Христа, но грехом оно отделилось от Творца и было пленено. Но Бог Отец послал Сына Своего с Небес на землю научить Свое творение тому, что нужно делать, чтобы избежать руки пиратской и чтобы дело Его не погибло. Потому Он и позволил врагам убить Себя, чтобы, сойдя во ад, осудить грех, ибо был убит невинно, и освободить тех, кого удерживал диавол. И поскольку Иисус показал путь спасения живущим, принял за них смерть, освободил мертвых от ада, то Он - Господь и живых, и мертвых, ибо Он восстановил потерянных рабами Себе. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми** Во всяком состоянии мы остаемся собственностью Господа (ср. ст. 4 и [[new:fil:02:09|Флп. 2:9-10]]), Который царит над живыми и умершими, как Сам оживший после смерти. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:rim:14:01#lopuxin_ap|Рим. 14:1]] [<10>]