[<10>] ====== Толкования на Рим. 14:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аще же брашна ради брат твой скорбит, уже не по любви ходиши. Не брашном твоим того погубляй, за негоже Христос умре** См. Толкование на [[new:rim:14:14#svt_ioann_zlatoust|Рим. 14:14]] ===== Свт. Василий Великий ===== **Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер** Христианин должен проявить всяческое уважение к тому, кто огорчается из-за него, по крайней мере настолько, насколько это в его силах. //**Нравственные правила.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще же брашна ради брат твой скорбит, уже не по любви ходиши. Не брашном твоим того погубляй, за негоже Христос умре** Будешь ли укорять брата за различение яств, или понудишь его вкусить, что считает он нечистым, или примером своим увлечешь его к тому, — во всяком случае ты скорбь причинишь брату и тем нарушишь братскую любовь. Но любовь у нас главное, а различение яств дело безразличное. Благоразумно ли так поступать? Не только не благоразумно, но и преступно. «Скажешь: почему же не исправить брата, чтобы он не почитал чего-либо нечистым? Почему не употребить всей своей власти, чтобы очистить от сей привычки и мнения — признавать что-либо скверным? Боюся, ответствует Апостол, чтобы не огорчить его» (святой Златоуст). Конечно, не худо отучить от этого; но для сего самое верное — изменить его убеждения. Изменить же их нельзя нападками и понуждениями. Яви лучше снисходительность и осторожность любви; и она исправит все дело. Живя среди свободно относящихся к жертвам и между тем объемлющих его теплою любовию, он скорее поколеблется в своих убеждениях, а потом и совсем изменит их. Время с любовию все исправит мирно: ни споров, ни укоров, ни понуждений не нужно. Они только портят дело, а не способствуют ему. «Видишь ли, сколько Апостол заботится о сохранении любви? Ибо знал, что любовь может все исправить. А посему и требует от слушателей чего-то большего. Не только не должно вам, говорит, доводить их до крайности; но, если бы требовалось сделать снисхождение, и от того не отказываться» (святой Златоуст). **Не брашном твоим того погубляй, за негоже Христос умре**. Вот до чего может дойти неразумие в делах безразличных! брата погубить. Как? Соблазнив брата, понудив или увлекши его действовать против своего убеждения или совести. Апостол писал уже именно это к коринфянам: //блюдите, да не како власть ваша// (свободно относиться к яствам) //преткновение будет немощным. Аще бо кто видит тя имуща разум// (убедившегося, что идол ничто и не сквернит идоложертвенного) //в требищи возлежаща, не совесть ли его немощна сущи созиждется идоложертвенное ясти// (совесть его, оставаясь немощною, не имея подобных твоим убеждений, согласится, увлекаясь примером твоей мудрости, есть идоложертвенное, держа в мысли, что оно осквернено)? //И погибнет немощный брат в твоем разуме, егоже ради Христос умре. Такожде согрешающе в братию и биюще их совесть немощну сущу, во Христа согрешаете// (ср.: [[new:1kor:08:09|1 Кор. 8, 9 — 12]]). Это именно разъяснение напоминают и настоящие слова: **не брашном твоим того погубляй, за негоже Христос умре**. Святой Златоуст видит здесь такие внушения: «ужели брата не почтешь стоящим того, чтобы чрез воздержание от пищи приобресть его спасение? Христос не отказался стать за него рабом и умереть, а ты для его спасения не соглашаешься отказаться от пищи? Хотя Христос знал, что не всех приобретет; однако же исполнил Свое дело и умер за всех. А ты знаешь, что спором о пище развращаешь в важнейшем, и, несмотря на то, упорствуешь, — почитаешь презренным, кого Христос признал достойным толиких почестей, бесчестишь, кого Он возлюбил? Христос умер не только за немощного в вере, но и за врага, а ты для немощного в вере не хочешь воздержаться от пищи? Христос совершил самое великое дело, а ты не хочешь сделать малого? Он Владыка, а ты брат». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Свт. Геннадий Константинопольский ===== **Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер** Апостол удивительным образом разобрал это дело. Во-первых, указал на ничтожность и низменность предлога словами «из-за пищи». Во- вторых, обратился к тому, кто согрешил, со словами **«брат твой»**. В-третьих, прямо сказал, что исходом проступка будет «погибель». В-четвертых, обозначил того, к кому относится содеянное, словами «за которого Христос умер». В-пятых, показал, что благочестие будет предметом хулы. А в-шестых, напомнил, что мы пришли к вере Христовой не для того, чтобы вкушать то или это, но чтобы стать причастными праведности, то есть безгрешности, мира и радости. Ибо от греха обида, от обиды скорбь, а от скорби осуждение. Посему, когда грех был устранен, устранены были и его последствия, а когда на его место поставлена была праведность, вместе с ней естественным образом пришли мир и радость. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер** **Пищею твоею** безвредною** не губи того, за кого Христос умер.** //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер** Помнят ли слова эти св. Апостола те пастыри, которые усвоили себе дурную привычку – курение табака. От этого нужно поспешить отучить себя. Ведь этим у слабого христианина, а особенно у детей, можно поколебать и даже разрушить веру. К сожалению, этот порок очень распространен среди пастырей! //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер** **Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь** Здесь обращает речь к совершенному, поучая: хотя бы снеди тысячекратно не были нечисты по природе, однако тебе надлежало воздерживаться от свиного мяса, чтобы не огорчился соблазняющийся брат твой, если только хочешь ты сохранить любовь. Далее присовокупляет: **Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер** Ты, говорит, спором о пище губишь и развращаешь брата, который так ценен в очах Христа, что Он умер за него. Ибо тот, замечая, что ты ешь свиное мясо в противность ему, становится упорнее и потому, опасаясь, чтобы не отпасть от Христа, всецело привязывается наконец к закону. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер** Хотя апостол учит, что для Господа ничто не следует считать по природе вредным или нечистым, и предоставляет всем верующим абсолютную свободу в отношении пищи, ради укрепления братской любви он эту свободу ограничивает. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер** В другом послании Павел говорит: //Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое// [[new:1kor:06:13|(1 Кор. 6:13)]]. Человек не пищей угождает или не угождает Богу, и поэтому Павел призывает стяжать дух любви, коим Бог удостоил сделать нас свободными. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер** **Огорчается**. Это огорчение мог почувствовать немощный, присутствуя, напр., на трапезе сильного. Тут подавалось мясо, которого он, по своему убеждению, не мог вкушать, и это уже выводило его из душевного равновесия. Но мало этого. Над ним его сотрапезники могли шутить, как бы побуждая его нарушить свой зарок, - и это еще более огорчало его. **Не губи**. Погибнуть немощный мог в том случае, когда, стесняясь своею воздержанностью, взял бы себе кусок мяса. Впоследствии, придя домой, он стал бы осуждать себя за это, и неизвестно, к каким гибельным последствиям привели бы его терзания совести... См. также Толкование на [[new:rim:14:13#lopuxin_ap|Рим. 14:13]] [<10>]