[<10>] ====== Толкования на Рим. 14:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иже бо сими служит Христови, благоугоден есть Богови и искусен человеком** См. Толкование на [[new:rim:14:16#svt_ioann_zlatoust|Рим. 14:16]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Иже бо сими служит Христови, благоугоден есть Богови и искусен человеком** Вот чем служи Христу Господу! Вот что существенно в христианстве! А не то, чтобы одно есть, а другое не есть или все есть без разбора. И это может пойти в дело, но не как главное, а как приделок. Но как же говорит: сам служи, а между тем правда, мир, тем паче радость суть плод благодати Святого Духа? Благодать дается; но то, что производит и плодоприносит в нас благодать, есть дело не одной благодати, а и свободного произволения. Благодать содействует труду и ревности, — и бывает плод духовный. Напрягайся на праведность, и с помощию благодати станешь праведен не внешно, а в сердце; трудись над умирением себя в себе самом и в своих отношениях к Богу и людям, — и с помощию благодати стяжешь мир; радость же придет, как неотъемлемое следствие правды и мира. Радость на душе делает человека отрадою для всех, с которыми он входит в сношение. И ею служат братиям, а чрез нее и Христу Господу. Кто будет так служить Господу, тот два плода приобретет, или двух целей достигнет: **будет благоугоден Богови и искусен человеком**. Во Христе Иисусе исходный пункт есть самоотвержение. После же себя кто еще останется? Бог и люди; к ним и направляется деятельность человека: Богу благоугодить ревнует и для людей быть полезным во всем старается. Апостол говорит: хочешь этого достигнуть благоуспешно и в совершенстве? вот чем запасись: правдою, миром и радостию — или их наперед созижди в сердце, и тогда будешь **благоугоден Богови и искусен человеком** чрез то самое, что будешь иметь их в сердце. Не опирайся слишком на внешнее, хоть и оно нужно; а главное, сердце созижди. **Искусен**, δόκιμος — испытан, что и то умеет сделать, и другое, и третье. Хорошо выражает сие слово наша поговорка: молодец на все руки, все делает славно. И в общежитии предорогой человек тот, к кому благонадежно можно обратиться и на которого во всем можно положиться: не обманет, не обидит, поможет, совет даст и, что ни поручи, все устроит. Таков и бывает всегда тот, у кого в сердце водворены правда, мир и радость; да тот только и таков, у кого есть такое устроение сердца. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей** **Ибо кто этим**, о чем я сказал, **служит, тот благоугоден Богу и одобряется людьми**, то есть за то, что он брату своему не доставляет соблазна. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей** Здесь намекает, что совершенные укоряли немощных по тщеславию. Если хочешь, говорит, стать предметом удивления для людей, то возбуждай их к удивлению тебе не столько совершенством, сколько миром и прочими добродетелями. Этим именно следует служить и благоугождать Богу, а не тем, что ты без разбора ешь свиное мясо. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей** Что значит: тот, кто угоден Богу, - достоин одобрения от людей? То, что он принял дар, через который он предстает достойным пред Богом. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей** **Кто сим служит**. Лучше понимать под словом сим (en toutw) правду, мир и радость в Св. Духе, о которых, только что сказал Апостол. Христиане должны всячески заботиться о том, чтобы эти блага у них были, потому что только люди, владеющие ими, могут послужить Христу и быть приятными другим людям. А то, что люди едят и пьют, совсем не имеют важности в деле спасения души. См. также Толкование на [[new:rim:14:13#lopuxin_ap|Рим. 14:13]] [<10>]