[<10>] ====== Толкования на Рим. 14:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 19-20 **Темже убо мир возлюбим и яже к созиданию друг ко другу. Не брашна ради разоряй дело Божие. Вся бо чиста, но зло человеку претыканием ядущему** **Темже убо мир возлюбим, и яже к созиданию друг ко другу** [[new:rim:14:19|(ст. 19)]]. Первое (сохранять мир) относится к немощному, а последнее к соблазняющему брата, чтобы он не поколебал его в вере. Впрочем, (апостол), сказав: **ко взаимному назиданию**, отнес эти слова вообще и к тому и другому и показал, что без мира трудно назидать. **Не брашна ради разоряй дело Божие** [[new:rim:14:20|(ст. 20)]]. Делом Божиим он называет спасение брата и усиливает страх, доказывая, что соблазняющий брата делает противное тому, о чем заботится. Ты не только не созидаешь, как думаешь, говорит (апостол), но разрушаешь, и притом не человеческое дело, а Божие, не для чего-либо важного, но для маловажной вещи - **брашна ради.** Потом, чтобы такой снисходительностью не утвердить брата в худом настроении, опять излагает общее положение, говоря так: **вся бо чиста, но зло человеку претыканием ядущему**, то есть с лукавою совестью. Таким образом, если ты станешь принуждать и он станет есть, то не будет в этом никакой пользы, потому что не яства делают нечистым, а расположение, с каким ешь. Потому, если ты не исправишь расположения, то весь твой труд напрасен, даже вреден. Ведь не одно и то же считать что-нибудь нечистым и, считая нечистым, есть. В последнем случае ты грешишь вдвое, усиливая своим упорством предрассудок и заставляя есть нечистое; таким образом, пока не убедишь, дотоле и не принуждай. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже убо мир возлюбим, и яже к созиданию друг ко другу** Прямо указывает на болезни, именно что своим неразумным действованием в употреблении пищи и пития они и мир взаимный нарушали, и соблазняли друг друга, — и, что еще тягчае, — замечая сие, не хотели изменить своего поведения. Более это относилось к не державшим различения яств и являвшимся более совершенными в вере; мир они нарушали тем, что презрительно и укорно относились к воздерживавшимся от некоторых яств, а соблазняли, вместо назидания, тем, что иных наперекор совести увлекали есть идоложертвенное. Но и к воздерживавшимся от некоторых яств это же шло: и они мир нарушали уже тем, что особились от других, и тем более если при сем вступали в спор, вообще неблагоприятный миру, и на укор отвечали укором укорявших, укоряя их, яко всеядцев, невоздержных и чревоугодливых; а соблазняли тем, что иных из не державших различения яств, но не крепких сердцем располагали подражать себе, чая так совершеннейшими явиться, тогда как это означало не совершенство, а немощь. Для нас отсюда можно заимствовать правило — во внешнем нашем поведении, и особенно в отношении к предметам безразличным, главным образом иметь в виду не то, как мы сами положили действовать, но то исключительно, чтоб мира взаимного не нарушать и не соблазнить кого-либо, а напротив, так вести дела, чтоб взаимный мир более и более укреплялся и все служило ко взаимному назиданию. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию** О мире сказал к несовершенному, потому что этот не имел мира, а //ко взаимному назиданию// сказал к совершенному, чтобы он не колебал брата, соблазняя его. Впрочем, сказав: **ко взаимному**, отнес слово свое об этом к тому и другому. Тем же, что сначала упомянул о мире, а потом о созидании, показал, что без мира трудно назидать. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию** Поскольку спор производит раздор, то Павел учит нас пребывать в мире и избегать доводов относительно того, есть или не есть (см. [[new:ef:04:11|Еф. 4:11-12]]). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию** Из сказанного выше ясно, что не для чего поднимать споров о пище. Если о нем и нужно беседовать, то только о том, что может поддерживать мир в христианской Церкви и устроить из нее истинный дом Божий (//назиданию// - правильнее: //созиданию// - oikodomh). См. также Толкование на [[new:rim:14:13#lopuxin_ap|Рим. 14:13]] [<10>]