[<10>] ====== Толкования на Рим. 14:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не брашна ради разоряй дело Божие. Вся бо чиста, но зло человеку претыканием ядущему** См. Толкование на [[new:rim:14:19#svt_ioann_zlatoust|Рим. 14:19]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн** Неразумно после наслаждения Словом сильно удивляться и волноваться из-за того, что предлагается на общественных пиршествах. //**Педагог.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Не брашна ради разоряй дело Божие. Вся бо чиста, но зло человеку претыканием ядущему** Дело Божие — то, что Он //хощет всем спастися// (ср.: [[new:1tim:02:04|1 Тим. 2, 4]]). А ты неразумным пользованием свободою относительно яств разоряешь сие дело, понуждая или увлекая его есть то, что не одобряет его совесть, и тем губя его; ибо оскорбление совести есть зло пагубное. То правда, что все чисто, как ты веруешь; но ты, вкушая все на претыкание и соблазн брату, делаешь зло, — зло себе самому, ибо: //горе человеку, имже соблазн приходит// (ср.: [[new:mf:18:07|Мф. 18, 7]]). Святой Златоуст говорит: «делом Божиим Апостол называет спасение брата и увеличивает страх, доказав, что соблазняющий брата делает противное тому, о чем заботится. Ты не только не созидаешь, как думаешь, говорит Апостол, но разоряешь, и разоряешь не человеческое дело, а Божие; и притом разоряешь не для чего-либо важного, но для маловажной вещи — **брашна ради**. Если ты принудишь и он станет есть, ни малой не будет в том пользы (а вред: ибо он будет есть с оскорблением своей совести). Не яства делают нечистым, а расположение, с каким есть. Посему ежели не исправишь расположения, то весь твой труд напрасен и вреден. Иное дело почитать что нечистым, и иное есть, что почитаешь нечистым. В последнем случае грешишь ты вдвое, своим спором усиливаешь предрассудок и заставляешь есть нечистое (то есть почитаемое таковым наперекор совести). Доколе не убедишь, дотоле не принуждай». Слова: **претыканием ядущему** — можно принять в таком смысле: зло человеку, который ест с претыканием, несмотря на то, что совесть несогласна на сие. Толкование святого Златоуста на это более направлено. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн** **Все чисто**, как сказал я, **но худо человеку, который чрез** (на) совесть и **соблазн** других **ест**. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн** **Ради пищи не разрушай дела Божия** Делом Божиим называет спасение брата. Итак, не разрушай оного, стяжанного для него Богом, и притом ради пищи, то есть нежеланием воздерживаться от свиного мяса, чтобы получить себе пользу. **Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн** Сделав строгое запрещение совершенному, убоялся, чтобы немощный не утвердился в худых мыслях. Поэтому опять обращается к догмату и говорит, что все чисто, но худо для того, кто ест с худой совестью и после того, как соблазнился. Ибо несовершенный, почитающий свиное мясо нечистым, если ест его по принуждению, больший терпит вред. Поэтому сначала ты должен вразумить его, что все чисто. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн** То, что по природе не является нечистым, может стать худым и нечистым по той причине, что некто считает его таковым и так воспринимает его, словно оно нечисто. Вследствие этого именно для того, кто так считает, оно становится худым или нечистым. Отсюда апостол делает тот очевидный вывод, что нечистота и скверна заключены не в самих вещах или видах пищи, но в неправедных поступках и помыслах. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Экумений ===== **Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн** Бог крестом воздвиг ближнего; так что ты ниспровергаешь здание Божие. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн** Человек есть дело Божие по творению, и еще дело Божие по восстановлению в обновлении. И пища - дело Божие, однако не человек для пищи, но пища для человека. В этом большая разница. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн** **Дела Божия** (ἔργον τοῦ θεοῦ) - это Церковь (ср. [[new:1kor:03:09|1 Кор. 3:9]]). - **Который ест на соблазн**, т. е. сильный в вере, который ест мясо и этим соблазняет немощного своего брата. - **Худо человеку**, т. е. грешно тому, кто так поступает, хотя самая пища не имеет никакой нечистоты в себе. См. также Толкование на [[new:rim:14:13#lopuxin_ap|Рим. 14:13]] [<10>]