[<10>] ====== Толкования на Рим. 14:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ты веру имаши; о себе сам имей пред Богом. Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается** **Ты веру имаши? О себе сам имей** [[new:rim:14:22|(ст. 22)]]. Здесь, кажется мне, (апостол) слегка намекает на тщеславие более совершенного в вере. Смысл слов его таков: ты желаешь доказать мне, что ты во всем исправен и совершен? Не доказывай мне, а довольствуйся свидетельством совести. О вере же он говорит здесь не в отношении к догматам, а в отношении к предмету рассуждения. О ней сказано: //усты исповедуется во спасение// [[new:rim:10:10|(Рим. X, 10)]]; также: //иже отвержется мене пред человеки, отвергуся его и аз// [[new:mf:10:33|(Mф. X, 33)]]. Она постыдит тебя, если ее не исповедуешь, она посрамит, если исповедуешь не во время. **Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается**. Опять (апостол) наносит удар более слабому и доказывает, что для него довольно одобрения совести. Хотя другой человек и не увидит твоего блаженства, но ты в самом себе будь доволен своим блаженством. Так как (апостол) сказал: **о себе сам имей,** то, чтобы ты не почел этого суда малым, утверждает, что оно для тебя лучше вселенной. Хотя бы и все обвиняли тебя, но если сам ты не осуждаешь себя и совесть не укоряет, ты - блажен. Но (апостол) не о всех без исключения дал такой отзыв. Много есть людей, которые сами себя не осуждают, хотя и весьма грешны; эти несчастнее всех; но пока (апостол) держится настоящего своего предмета. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ты веру имаши: о себе сам имей пред Богом. Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается** Ты веру имеешь, — ты убежден, что в яствах все добро //и ничтоже отметно//, и что брашно не поставляет нас пред Богом. Это хорошее убеждение; но по обстоятельствам, в каких находишься ныне ты, обнаруживать на деле такое убеждение должен ты осторожно, чтобы неразумным пользованием свободою в сем отношении не соблазнить брата и не повредить ему. Имей такую веру в себе самом пред Богом; но, когда видишь, что безразличным ястием всего можешь соблазнить кого, воздержись от ястия. Этого требует от тебя долг любви к братьям и заповедь — все обращать в славу Божию, ешь ли или пьешь. Для тебя от этого никакого не будет вреда: ибо по вере твоей вкушать и не вкушать что — дело безразличное. Ты можешь с покойною совестию и воздержаться от известной пищи. Совесть не будет тебя осуждать; напротив, одобрит за то, что делаешь некую жертву для пользы брата. Вообще блажен, кого не осуждает совесть за то, на что он решается, что избирает и делает. **Искушается**, δοκιμάζει, — собственно: избирает с одобрением совести. Не было ли таких, которые любили хвастаться своим отрешенным от всяких предубеждений смыслом и выказывали его ничем не стесняясь, напоказ. И святой Павел их вразумляет сим словом. Святой Златоуст подозревает сие: «здесь, кажется мне, Апостол тайно намекает на тщеславие совершеннейшего в вере. Смысл слов его таков: хочешь доказать мне, что ты во всем исправен и совершен; не доказывай (показанием ее), а довольствуйся свидетельством совести. Веру же берет здесь относительно не к догматам, а к предмету рассуждения. Об одной вере сказано: //усты исповедуется во спасение// [[new:rim:10:10|(10, 10)]]; также — //иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз// [[new:mf:10:33|(Мф. 10, 33)]]. Одна постыждает тебя, если ее не исповедуешь; а другая (эта — относительно пищи) посрамит тебя, если исповедуешь (делом обнаружишь) не вовремя. — **Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается**. Доказывает, что с него довольно одобрения совести. Хотя другой не видит твоего блаженства, ты будь доволен сам собою (то есть свидетельством своей совести). Поелику Апостол сказал: **о себе сам имей**; то, дабы ты не почел сего судилища маловажным, утверждает, что оно для тебя лучше вселенной. Если все обвиняют тебя, но сам себя не осуждаешь, и совесть не укоряет, ты блажен. Но Апостол не о всяком без исключения дал такой отзыв. Много есть людей, которые сами себя не осуждают и весьма грешат; они всех несчастнее. Но Апостол занимается настоящим предметом (говорит, то есть, относительно различения яств)». Блаженный Фотий у Экумения решает такое возражение. «Что же, скажет кто, ужели и мне чуждаться иных яств из-за немощного? Не будет ли это значить, что я пристал к его части? Не стану ли подобен ему? Против этого говорит Апостол: никак нет. Ибо вера твоя остается пред Богом чистою и неповрежденною. Но что я говорю, — что это не повредит тебе и что вера твоя остается целою пред Богом? Ты блаженство себе приобретаешь, если для пользы и спасения брата воздержишься от известных яств. **Блажен**, говорит, **не осуждаяй себе, о немже искушается**, — то есть имеющий совесть, свидетельствующую ему (что не сделал худо, поступив так и так). Не в этом только, когда кто для пользы брата воздерживается от иных яств, но и вообще во всяком деле, если кто после должного испытания найдет, что то или то хорошо, и сделает то, — будет иметь одобряющее и ублажающее свидетельство совести. Блажен таковой; а не только не терпит вреда от того, что избирает и что делает по совести». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает** А если скажешь: я по вере ем, то, если **ты веру имеешь**, хвались ею **в себе самом пред Богом**, а не пред теми, кои соблазняются тобою. **Блажен, кто не осуждает себя в том, что избрал**: или потому, что хорошо избрал, и не осуждает своего намерения за то, что плохо избрал; или потому, что не осуждал себя самого ради добрых дел, кои совершили ближние его, но коих сам он не совершил. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прп. Серафим Саровский ===== **Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает** Должно снисходить и [к] душе своей, в ее немощах и несовершенствах, и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не лениться и побуждать себя к лучшему. Употребил ли пищи много или сделал что другое, подобное сему, сродное человеческой слабости, не возмущайся сим, не прибавляй ко вреду вред, но мужественно подвигнув себя к исправлению, старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: **Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается**. Тот же смысл заключают и слова Спасителя: //Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное// [[new:mf:18:03|(Мф. 18, 3)]]. //**Поучения.**// ===== Блаж. Августин ===== **Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает** Когда Павел говорит: **Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает**, то это относится к сказанному выше: //Да не хулится ваше доброе// [[new:rim:14:16|(Рим. 14:16)]]. Вот что он говорит перед тем высказыванием. Ты веру, которую имеешь в себе, имей пред Богом. Пусть вера та, которою верим, что для чистых все чисто, будет добра. И, утверждаясь в этой вере, мы должны по-доброму пользоваться тем, что имеем, дабы не согрешить против наших братьев, создавая преткновение для слабых в вере. Когда мы обижаем слабых, мы осуждаем самих себя тем самым добром, которым и утверждаемся, когда сама вера нам угодна. //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает** **Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом** Здесь тайно намекает на то, что совершенный высказывал совершенство свое по тщеславию. Говорит: ты хочешь показать мне, что совершен в вере относительно пищи, веря, что все хорошо и чисто? Не показывай мне, но довольствуйся свидетельством совести пред Богом, Которому показываешь это. **Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает** Хотя другой и не увидит твоего блаженства, ты будь доволен сам собой, если сам не осуждаешь себя и совесть твоя не осуждает тебя в вещи, которую ты одобрил или избрал. Разумей это только о настоящем предмете, то есть о пище. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает** Здесь апостол говорит о той вере, которою верит вкушающий все, как и выше сказано: //Иной уверен, что можно есть все// [[new:rim:14:02|(Рим. 14:2)]]. Таков тот, кто верит, что ни одно творение Божие не является худым и нечистым. Но довольно с тебя, говорит апостол, что ты сам имеешь пред Богом такую веру; однако не следует принуждать есть все и другого, кто еще не уверовал, что можно есть все... Итак, поистине велик тот, кто имеет изрядную веру пред Богом... Ибо многие, считающие нечто благим, - например, слышавшие о достоинстве целомудрия, - решают жить целомудренно; однако с течением времени, впав в небрежение или уступив вожделению, они пятнают и разрушают то, что решились соблюдать. Поистине, тот несчастен, кто сам считает себя побежденным в том, что постановил должным соблюдать, и осуждает себя за это. Но блажен пребывающий столь твердым и неколебимым в своем решении, что ни в чем себя не осуждает и ни за что не порицает. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает** Это значит, что ты, будучи уверен, что все сотворенное Богом - добро, не имеешь нужды судить другого. Но будь в мире с братом - это то, чего Бог желает. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает** Сила веры от этого самоограничения не убавится в человеке. И веру свою вовсе нет надобности выставлять на показ - довольно, если Бог ее видит! Возмещением или наградою для сильного в вере должно служить ему одно сознание того, что он действует вполне правильно, чего нет у человека немощного, вечно колеблющегося в решении вопроса, как ему поступить в том или другом случае. См. также Толкование на [[new:rim:14:13#lopuxin_ap|Рим. 14:13]] [<10>]