[<10>] ====== Толкования на Рим. 15:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Дерзее же писах вам, братие моя, отчасти, яко воспоминая вам, за благодать данную ми от Бога** См. Толкование на [[new:rim:15:14#svt_ioann_zlatoust|Рим. 15:14]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Дерзее же писах вам, братие моя, отчасти, яко воспоминая вам, за благодать данную ми от Бога** Не сказал бы кто или не подумал: если уверен, что мы мудры, то зачем так строго пишешь и учишь. Не учу, отвечает святой Павел, а только привоспоминаю, ώς έπαναμιμνήσκων, — слегка напоминаю. Бывает, что и хорошо что-нибудь знаешь, да запамятуешь (см.: Амвросиаст). Так вот я вам слегка и привоспоминаю. Не подумал бы кто: а привоспоминать-то нам какое тебе дело? Святой Павел прилагает: долг имею: ибо поставлен быть служителем Иисус-Христовым во языцех. Так, хотя и вижу, что по-вашему, — по-столичному, — это может показаться неуместным, не мог не привоспомянуть вам слегка. Святой Златоуст дивится здесь смирению и мудрости святого Павла. «Заметь Павлово смиренномудрие, заметь его мудрость, как он, нанесши перед тем глубокую рану, когда уже достиг, чего хотел, прикладывает к оной разные врачевства. Довольно было уже к успокоению их одного сказанного; но Апостол сознается еще и в излишней смелости. То же делает он и в Послании к Евреям, говоря: //надеемся же о вас, возлюбленнии, лучших и придержащихся спасения, аще и тако глаголем// ([[new:evr:06:09|Евр. 6, 9]]). Подобно и к коринфянам пишет: //хвалю же вы, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите// (ср.: [[new:1kor:06:11|1 Кор. 11, 2]]). И в Послании к Галатам говорит: //аз надеюся о вас, яко ничтоже ино разумети будете// (ср.: [[new:gal:05:10|Гал. 5, 10]]). И во всех Посланиях Павловых не раз встретишь ту же мысль, но здесь особенно; потому что римляне пользовались большим уважением, и надменный их разум надлежало смирять не одними строгими, но и кроткими мерами. Апостол и употребляет те и другие. Поэтому и здесь говорит им: **дерзее писах вам**; даже, не довольствуясь тем, присовокупляет: **отчасти** — несколько. Но и на этом не останавливается, а что говорит? — **Яко воспоминая вам**. Не сказал: уча вас или напоминая вам, — но: **воспоминая**, — то есть слегка напоминая. — Примечаешь ли, как конец (Послания) соответствует началу (оного)? — И здесь и там сходит он с учительской кафедры и беседует с ними, как с братьями, как с друзьями, как с равными. А это главное достоинство учителя, чтобы делать разнообразнее речь свою для пользы слушателей. Заметь же, что Апостол, сказав: **дерзее писах вам**, — притом: **отчасти** — и еще: **яко воспоминая вам**, — не удовольствовался тем, но, выражаясь еще скромнее, присовокупил: **за благодать данную ми от Бога**. И в начале сказал он: должен есмь ([[new:rim:01:14|1, 14]]), как бы так говоря: не сам я восхитил себе честь, не сам собою взялся за дело, но Бог повелел мне это, и притом по благодати, а не потому, чтобы нашел меня достойным того. Итак, не огорчайтесь: не я восстаю на вас, Бог повелевает. И как там сказал Апостол: //Емуже служу во благовестии Сына Его// (ср.: [[new:rim:01:09|1, 9]]), так и здесь, сказав: **за благодать данную ми от Бога**, — присовокупил: //быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу// [[new:rim:15:16|(Рим. 15:16)]]. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати** Я настолько одобряю это, говорит Павел, и считаю замечательным, что даже учить обещаю только с тем, чтобы напомнить вам то, чему вы научились. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати** Римляне пользовались уважением и были весьма надменны. Поэтому врачует их, когда говорит: **писал с некоторою смелостью**; ибо словом этим сильно сокрушает их. Но и этим не удовольствовался, а присовокупил: **отчасти**, то есть несколько и вкратце, притом не как поучающий, но **как бы в напоминание**, то есть слегка напоминая. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати** Павел говорит, что он не случайно пишет, но по данной ему от Бога благодати, позволяющей писать всем язычникам, дабы поощрять и утверждать призвание их во Христе, явить заботу свою в служении благовестия как учителя язычников и чтобы жертва их могла быть принятой через освящение Духом Святым. Ведь то, что предлагается с чистой верой и трезвым рассудком, очищается Святым Духом. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати** В этом месте апостол говорит, либо принижая себя, либо желая сказать, что не боится проповедовать тем, кто слышал проповедь Петра. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати** **С некоторою смелостью** - правильнее: //несколько смелее// (чем, казалось, требовали обстоятельства вашей жизни). - **Отчасти**. Следов., не все послание написано в таком, несколько смелом, тоне, а только некоторая часть его. - **Как бы в напоминание**, т. е. как учитель, обращающийся к своим ученикам. См. также Толкование на [[new:rim:15:14#lopuxin_ap|Рим. 15:14]] [<10>]