[<10>] ====== Толкования на Рим. 15:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 17-20 **Имам убо похвалу о Христе Иисусе в тех, яже к Богу: не смею бо глаголати что, ихже не содея Христос мною, в послушание языков, словом и делом, в силе знамений и чудес, силою Духа Божия, якоже ми от Иерусалима и окрест даже до Иллирика исполнити благовествование Христово. Сице же потщахся благовестити, не идеже именовася Христос, да не на чужем основании созижду** **Имам убо похвалу о Христе Иисусе в тех, яже к Богу** [[new:rim:15:17|(Рим. XV, 17)]]. Так как (апостол) весьма смирил себя, то опять возвышает слово и делает это с тем, чтобы римляне не признали его презренным. Возвышая же себя и говоря: **имам похвалу**, не изменяет своему обычаю. Хвалюсь, говорит он, не самим собою, не усердием своим, но благодатию Божией. **Не смею бо глаголати что, ихже не содея Христос мною, в послушание языков, словом и делом, в силе знамений и чудес, силою Духа Божия** [[new:rim:15:18|(ст. 18, 19)]]. Никто не может сказать, говорит (апостол), что слова мои - одно хвастовство. Я могу представить многие признаки такого моего священнодействия и доказательства моего рукоположения - не подир, не звонцы, не увясло и кидар, как у ветхозаветных, но то, что гораздо более внушает благоговейного страха - знамения и чудеса. Нельзя сказать, что я был поставлен Богом и не выполнил порученного, а лучше сказать, и не я это совершил, а Христос, почему я и хвалюсь в Нем, хвалюсь не маловажными, какими-нибудь делами, но духовными. Это самое и означают слова: **яже к Богу.** А что я совершил то, на что был послан, и что слова мои не хвастовство об этом свидетельствуют чудеса и послушание язычников. **Не смею бо глаголати что, ихже не содея Христос мною, в послушание языков, словом и делом, в силе знамений и чудес, силою Духа Божия.** Смотри, как (апостол) усиливается доказать, что все принадлежит Богу, а не ему. Если я говорю что-нибудь или делаю, или совершаю чудеса, все это производит Христос, все производит Дух Святый. Говоря это, он вместе показывает и достоинство Духа. Замечаешь ли, насколько все это - жертва, приношение и символы - чудесные и страшные ветхозаветного служения? Говоря: **словом и делом, в силе знамений и чудес**, (апостол) под этим разумеет учение, любомудрие относительно Царства Божия, явление дел и жизни, воскрешение мертвых, изгнание бесов, прозрение слепых, хождение хромых и все другие чудесные действия, какие совершил в нас Дух Святый. Далее, в подтверждение этого, он указывает на множество учеников, так как, между прочим, и об этом было упоминание, и потому присовокупил: **якоже ми от Иерусалима и окрест даже до Иллирика исполнити благовествование Христово**. Итак, он перечисляет города и страны, народы и племена не только в Римской державе, но и у варваров. Не только соверши путь чрез Финикию, Сирию, Киликию, Каппадокию, но и представь все и за ними лежащие народы - сарацинов, персов, армян и прочих варваров. (Апостол) сказал - **и окрест** для того, чтобы ты шел не прямой только и большой дорогой, но и всякой, и мысленно проник и в Южную Азию. И как, сказав: **в силе знамений и чудес**, он изобразил одним словом всю совокупность чудес, так и в одном слове: **окрест** он соединил опять бесчисленные города, народы, племена и страны. Вообще же, он далек был от всякой кичливости и говорил это для римлян с той целью, чтобы они не много о себе думали. В начале он сказал: //да некий плод имею и в вас, якоже и в прочих языцех// [[new:rim:01:13|(Рим. I, 13)]], а здесь ссылается на обязанность священства. Так как он раньше употребил несколько жестких выражений, то здесь яснее показывает власть свою. Потому там он просто сказал: //якоже и в прочих языцех//, а здесь указывает и все места своего проповедания, и таким образом отовсюду подрывает их надменность. И не просто сказал - проповедовать Евангелие, но: **исполнити благовествование Христово. Сице же потщахся благовестити, идеже не именовася Христос** [[new:rim:15:20|(ст. 20)]]. Вот еще новое преимущество (апостола), который не только благовествовал многим народам и обратил их, но и не приходил с проповедью к тем, которые были уже научены. Он так был далек от того, чтобы привлечь себе чужих учеников и делать это для собственной славы, что учил только тех, которые не слышали проповеди. Потому и не сказал он: где не уверовали во Христа, но - что значительнее - **не идеже именовася Христос**. Для чего же он заботился об этом? **Да не на чужем основании созижду**, - говорит. А этими словами он доказывает, что чужд тщеславия, и вместе внушает римлянам, что пишет к ним не по любви к славе и не из желания получить от них честь, но потому, что исполняет свое служение, совершает священнодействие и заботится об их спасении. Основание же, положенное апостолами, он называет чуждым не по свойству лиц и не по характеру проповеди, но по отношению к награде каждого. Их проповедь сама по себе не была для него чуждою, но была чуждою только по отношению к награде, так как чужда была для него награда за труды, понесенные другими. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Имам убо похвалу о Христе Иисусе в тех, яже к Богу** Да, я имею похвалу, — меня хвалят, — или мне можно хвалиться, есть чем, но не за что-либо земное, человеческое, а: **в тех, яже к Богу**, — за Божие дело, за то, что возвещаю всем слово Божие и всех привожу к Богу, отторгая их от земного, тленного и тварного к небесному, вечному и Божескому. Но я не присвояю сей похвалы, а отношу все ко Христу Иисусу Господу моему. Сам в себе не имею ничего похвального: все содевает Господь. Ему буди и слава. Святой Златоуст такое видит побуждение к сим словам: «поелику Апостол пред. этим весьма унизил себя, то опять возвышает слово и делает это с тем, чтобы римляне не почли его презренным. Возвышая же себя и говоря: **имам похвалу**, — не изменяет своему нраву. Хвалюся, говорит, не самим собою, не попечениями своими, но благодатию Божиею. Нельзя сказать, что я поставлен Богом, но не выполнил порученного. Выполнил, но не я, а Христос. Потому и хвалюся в Нем, хвалюся не маловажными какими-нибудь делами, но духовными. Это самое означают слова: **яже к Богу**». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 17-19 **Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу, ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика** **Итак, я имею похвалу (могу похваляться)** не вне Христа, **но во Христе Иисусе** (в том, что относится)** к Богу; ибо не осмелюсь, что-либо говорить** (другое), кроме того, **что чрез меня совершил Христос**. Дела, кои совершаются чрез меня удостоверяют слова мои. А что сделано мною между язычниками, то были не пустые слова, но действия, силы, знамения и чудеса **силою Духа Божия**. При помощи Его я смог обойти страны от Иерусалима даже до пределов Иллирийских, для распространения во всех странах Евангелия Христова. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу** Так как пред этим весьма унизил себя, то теперь опять возвышает слово, чтобы не почли его презренным и говорит: я хвалюсь не самим собой и не попечениями своими, но благодатью Христовой. В чем же хвалюсь? В том, что относится к Богу, то есть не маловажными какими-нибудь вещами, но духовными. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу** Хвалиться в Боге без Христа - все равно что говорить, что можно иметь славу у Бога без праведности, без мудрости, без истины. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу** Веря в Христа Иисуса и служа Ему с чистой совестью, Павел ставит это себе в заслугу перед Богом Отцом в такой степени, что может сказать: нет ничего, чего не совершил Христос через него для ободрения в вере язычников, являя через него знамения и чудеса, чтобы сила их способствовала проповеди Евангелия. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу** **Могу похвалиться**, т. е. могу выступить в качестве авторитетного учителя веры. **В Иисусе Христе**, т. е. на том основании, что являюсь служителем Иисуса Христа. - **В том, что относится к Богу**. Он хвалит себя не во всех отношениях, а только как религиозного деятеля. Эта похвала, следов., не исключает смирения перед Богом. См. также Толкование на [[new:rim:15:14#lopuxin_ap|Рим. 15:14]] [<10>]