[<10>] ====== Толкования на Рим. 15:31 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да избавлюся от противляющихся во Иудеи, и да служба моя, яже во Иерусалиме, благоприятна будет святым** См. Толкование на [[new:rim:15:30#svt_ioann_zlatoust|Рим. 15:30]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Да избавлюся от противляющихся во Иудеи, и да служба моя, яже во Иерусалиме, благоприятна будет святым** Показывает, что молитвою их получить желает; желает же того, чтоб не встретить в Иерусалиме неприятностей, какие предвидит, предчувствует или предполагает. Он идет в Иерусалим к верующим; но Иерусалим полон был и неверующими, готовыми растерзать святого Павла за проповедь о престатии силы закона. От этих он мог ожидать всякого зла; но и среди верующих были предубежденные против него, по своей привязанности к закону. От последних он не мог ожидать прямых бед, потому что другие верующие и главы Церкви их не допустили бы их до этого; но он мог опасаться, не отвергли бы они его приношения, как нечистого, приносимого лицом, унижающим и уничтожающим закон, и не увлекли бы к тому других, хотя не разделяющих с ними таких мыслей, но составляющих меньшинство, бессильное сладить с большинством тех. И того мог он опасаться, не заподозрили бы как-нибудь его в деле приношения и не чуждавшиеся его верующие, не подумали бы как о нем несообразно с тем духом, с каким совершалось сие служение: что могло крайне огорчить Апостола. Вот какие опасения занимали Апостола при его движении в Иерусалим. Об устранении их он и сам крепко молился, и просит сподвизаться с ним в молитве и римлян. Первое: **да избавлюся от противляющихся**, άπειθούντων, — неверующих, не в Иерусалиме только, но и во всей //Иудее//. Но и эти все стекались в Иерусалим; потому главная опасность была там. Или определенно предвидел, или неопределенно предчувствовал Апостол, что там ожидают его большие беды и опасности. Почему и молит об избавлении. Но не бежит от беды, а мужественно идет навстречу ей, в преданности в волю Божию. Это он засвидетельствовал потом на пути в Иерусалим. Блаженный Феодорит пишет: «кто и какими похвалами увенчает блаженную и треблаженную главу сию? Во-первых, знает, что с ним будет, и предсказывает это; ибо еще в Милете сказал пресвитерам ефесским: //Дух по все грады свидетельствует о мне, яко узы мене и скорби ждут// (ср.: [[new:act:20:23|Деян. 20, 23]]) (но, несмотря на то, идет). И когда Агав предсказывал то же самое, и все о том сетовали, и покушались удержать его, божественный муж изрек: //что плачете и сокрушаете ми сердце? Аз бо не точию связан быти, но и умрети готов есмь за имя Господа нашего Иисуса Христа// (ср.: [[new:act:21:13|Деян. 21, 13]]). Это говорилось после написания Послания; но виделось или предчувствовалось и теперь. Почему и молитва, не как свидетельство страха, а как удостоверение в уповании и несомненном чаянии избавления. Святой Златоуст говорит: «конечно, великая борьба предстояла Апостолу; потому и просит их молиться о себе. — И не сказал: да вступлю в состязание, — но: да избавлюся, — как повелел Христос: //молитеся, да не внидете в напасть// [[new:mf:26:41|(Мф. 26, 41)]]. Сими словами он выражает, что на него готовы напасть какие-то злые волки, не люди, а — справедливее сказать — звери». Второе: **да служба моя, яже во Иерусалиме, благоприятна будет святым**. Благоприятна, — не то, чтоб послужила в пользу святым, а чтоб благосклонно была принята, ευπρόσδεκτος, — святыми, чтоб они увидели в этом с его стороны труд любви бескорыстной, не имевшей в виду ничего другого, кроме желания облегчить участь нуждающихся, а со стороны македонян и ахеян, — дело не вынужденного пособия, а свободного, одним чувством братства вызванного сострадания — и свидетельство о духовном с ними союзе. Молитесь, говорит, чтоб служение сие было принято, как совершенное именно в таком духе. Амвросиаст пишет: «и о том, говорит Апостол, молиться надобно, чтоб служение мое было благосклонно принято святыми в Иерусалиме, показывая, что он желает, чтоб все шло сообразно с волею Божиею; чтоб как он в служении, Богу угодить стараясь, трудился, так и они в приятии настроением сердца своего соответствовали судьбам Божиим (приняли так, как Бог желает быть принимаемым таким приношениям), — чтоб, увидев в сем Божие к себе благоволение, вместе с Апостолом единодушно принесли благодарение Богу. Так великим делом считал Апостол, чтоб они, быв обрадованы его служением, прославили Бога». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым** См. Толкование на [[new:rim:15:30#prp_efrem_sirin|Рим. 15:30]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым** **Чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее** Не сказал: чтобы вступить в состязание и победить их, но: **чтобы избавиться**, исполняя божественный закон, повелевающий молиться о том, чтобы не впасть в искушение ([[new:mf:26:41|Мф. 26:41]]). Вместе с этим показывает и то, что необходимо делать подаяния тем, которые живут среди стольких неверующих (об избавлении от которых и сам молится) и притом находятся в опасности погибнуть от голода. **И чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым** То есть чтобы приняли подаяние с добрым расположением. Отсюда же видно, что подаяние милостыни недостаточно для того, чтобы она была принята. Когда кто подает по необходимости, от неправды, для тщеславия, то все погибает и плод от того уничтожается. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым** Апостол опасается и неверующих иудеев, которые могут возбудить против него обвинение в отступлении от веры (он, действительно, сделался их жертвою, см. [[new:act:21:27|Деян. 21:27]] и cл.), и не совсем верит в то, что христиане иерусалимские встретят его дружелюбно и примут его дар. См. также Толкование на [[new:rim:15:22#lopuxin_ap|Рим. 15:22]] [<10>]