[<10>] ====== Толкования на Рим. 16:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Целуйте Мариам, яже много трудися о нас** Что это? Опять венчается и восхваляется женщина, а мы, мужчины, опять пристыжены, или лучше сказать, не только пристыжены, но и почтены, - почтены тем, что у нас есть такие женщины, а пристыжены тем, что мы, мужчины, далеко отстаем от них. Но если постараемся узнать, чем украшаются эти женщины, то и мы вскоре уподобимся им. Чем же они украшаются? Пусть слышат это мужчины и женщины: не перстнями, не ожерельями, не евнухами, не служанками, не златотканными одеждами, но трудами за истину. **Яже много трудися о нас**, - говорит (апостол), т.е. не за себя одну, не для собственного только усовершенствования в добродетели она трудилась, как и ныне делают многие женщины, постясь и ложась на земле, но и для спасения других, принявши на себя подвиги апостолов и евангелистов. Как же говорит (Павел): //жене же учити не повелеваю// [[new:1tim:02:12|(1 Тим. II, 12)]]? Он запрещает женщине занимать почетное место среди церкви и заседать на возвышении, но не запрещает учить словом; в противном случае, как он мог бы сказать жене, имеющей неверующего мужа: //что бо веси жено, аще мужа спасеши// [[new:1kor:07:16|(1 Кор. VII, 16)]], и как мог бы позволить женщине обучать детей, говоря: //спасется же чрез чадородие, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием// [[new:1tim:02:15|(1 Тим. II, 15)]]? И как же Прискилла наставляла в вере Аполлоса? Итак, (апостол) запрещает в этих словах не частные назидательные беседы, но собеседования в общих собраниях, что прилично одним учителям. И опять, когда муж - человек верующий, вполне совершенный и могущий учить жену, но жена мудрее его, то (апостол) не запрещает ей учить и исправлять. И здесь он не сказал: которая многому научила, но: **много трудися**, давая тем разуметь, что Мария, кроме слова, служила и иным образом, именно тем, что подвергалась опасностям, давала деньги и совершала путешествия. Ведь тогда женщины были неустрашимее львов и разделяли с апостолами труды проповедничества, почему с ними вместе путешествовали и служили во всем остальном. И за Христом следовали женщины, служившие имуществом своим и ухаживавшие за Учителем. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Целуйте Мариамь, яже много потрудися о нас** «Что это? Опять венчается и восхваляется женщина; а мы, мужчины, опять постыждены или, лучше сказать, и почтены. Почтены тем, что у нас есть такие женщины; а постыждены тем, что мы, мужчины, далеко отстаем от них. Но если, узнав, чем украшаются сии женщины, постараемся подражать им, то и мы вскоре уподобимся им. Чем же они украшаются? Да слышат это и мужи, и жены! Не перстнями, не ожерельями, не златоткаными одеждами, но трудами ради истины. **Яже много потрудися о нас** — говорит Апостол. Не за себя одну, не для собственного только усовершения в добродетели, она постилась, молилась в землю, что и ныне делают женщины; но и для спасения других вступала в подвиги Апостолов и Евангелистов. Как же говорит Павел: //жене же учити не повелеваю// ([[new:1tim:02:12|1 Тим. 2, 12]])? Он запрещает женщине занимать почетное место среди церкви и заседать на возвышении; но не запрещает учить словом. В противном случае сказал ли бы он жене, имеющей мужем неверного: //что бо веси, жено, аще мужа спасеши?// ([[new:1kor:07:16|1 Кор. 7, 16]]). — Итак, Апостол запрещает в словах сих не домашние назидательные беседы, но собеседования в общих собраниях, что прилично одним учителям. И опять, когда муж — человек верный, но она оказалась бы сведующее его, Апостол не запрещает ей учить и исправлять. И здесь не сказал он: которая многому учила, — но: **много потрудися**, — давая тем разуметь, что Мария, кроме слова, служила и иным образом, именно тем, что подвергалась опасностям, ссужала деньгами, совершала путешествия. Ибо тогда женщины были неустрашимее львов и разделяли с Апостолами труды проповедничества; почему с ними вместе путешествовали и исправляли все прочие службы. И за Христом следовали женщины, усердствуя Учителю имуществом своим и прислуживая Ему» (святой Златоуст). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас** Украшает женщину трудами за истину. Мариам, говорит, трудилась, бодрствовала, молилась не для себя только, но и, что важнее, исполняла должность и вместо нас, апостолов. Как же говорит: //а учить жене не позволяю// ([[new:1tim:02:12|1 Тим. 2:12]])? Запрещает ей не учить словом, но занимать почетное Место среди церкви и заседать на возвышении, а домашнее обучение весьма одобряет. Таким образом жена учит мужа своего ([[new:1kor:07:16|1 Кор. 7:16]]) и детей ([[new:1tim:02:15|1 Тим. 2:15]]); и Прискилла наставила Аполлоса в вере ([[new:act:18:26|Деян. 18:26]]). Не сказал же: многому учила, но **много трудилась**, дабы показать, что Мария служила снабжением деньгами и другими способами. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас** Здесь Павел учит, что и женщины должны трудиться для Божиих церквей. Они и трудятся, когда учат девушек быть сдержанными, заботиться о мужьях, вскармливать детей, хранить чистоту и стыдливость, хорошо вести дом, быть доброжелательными, покорными своим мужьям, гостеприимными, омывать ноги святым и целомудренно выполнять все прочее, что говорится в Писании о служении женщин. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас** См. Толкование на [[new:rim:16:03#lopuxin_ap|Рим. 16:3]] [<10>]