[<10>] ====== Толкования на Рим. 16:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Целуйте Андроника и Иунию, сродники моя и спленники моя, иже суть нарочиты во Апостолех, иже и прежде мене вероваста во Христа** **Целуйте Андроника и Иунию сродники моя** [[new:rim:16:07|(ст. 7)]]. Хотя и это кажется похвалою, однако же следующее гораздо важнее. Что же именно? **И спленники моя**. Вот величайший венец, вот громкая слава. Где же был пленником Павел, называющий их своими сопленниками? Пленником он не был, но пострадал больше всякого пленника, так как не только был разлучен с своим Отечеством и домом, но боролся с голодом, непрестанной смертью и тысячами других несчастий. Для пленника то в особенности ужасно, что, разлучаемый с своими, он часто делается из свободного рабом. А здесь можно указать бесчисленное множество искушений, каким подвергался блаженный Павел, влачимый с места на место, бичуемый, связываемый, побиваемый камнями, ввергаемый в море, окруженный тысячами злоумышленников. Пленники, после отведения в плен, не имеют уже ни одного врага, но пленившие их прилагают о них большое попечение. А Павел всегда находился среди врагов, везде видел копья, изощренные мечи, ополчения и битвы. А так как и бывшие с ним по необходимости участвовали во многих опасностях, то он и называет их своими сопленниками, как и в другом месте говорит: //Аристарх спленник мой// [[new:kol:04:10|(Кол. IV, 10)]]. Потом следует новая похвала: **иже суть нарочиты во апостолех**. Конечно, и быть апостолом важно; но посуди, как велика похвала - быть прославившимся среди апостолов; прославились же они своими делами, своими заслугами. Вот каково было любомудрие этой женщины, удостоившейся наименования апостольского. Но (Павел) и на этом не останавливается, а присоединяет еще другую похвалу, говоря: **иже и прежде мене вероваша во Христа**. И это - предупредить других и придти прежде - есть весьма большая похвала. Смотри же, сколько святая душа (Павлова) чиста была от тщеславия. При всей своей славе (Павел) предпочитает себе других, не скрывает того, что пришел последний, и не стыдится признаться в этом. И чему дивиться, если он не стыдится этого, когда он не отказывается раскрывать и прежнюю жизнь свою, называя себя хульником и гонителем? А так как он не мог предпочесть их в этом другим апостолам, то отыскал того, кто пришел ко Христу после других, именно себя, и из этого составил им похвалу, говоря: **иже и прежде мене вероваша во Христа**. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Целуйте Андроника и Иунию сродники моя и спленники моя, иже суть нарочиты во Апостолех, иже и прежде мене вероваша во Христа** «**Сродники моя**. Хотя и это кажется похвалою, однако следующее гораздо важнее. Что же именно? — **И спленники моя**. Вот самый славный венец, вот громкое провозглашение! Где же был пленником Павел, называющий их своими спленниками? Пленником он не был (в том смысле, чтоб чужой какой народ брал его в плен), но пострадал гораздо более всякого пленника (заключение в темницы разумеет, что многократно приходилось терпеть святому Павлу (см.: [[new:2kor:11:23|2 Кор. 11, 23]]); Климент Римский, в Первом Послании к Коринфянам ([[new:1kor:05:start|глава 5]]), говорит, что он <Павел> семь раз сидел в узах темничных; где-нибудь при этом посидели вместе с ним и Андроник с Юниею <Иуниею>). Потом следует новая похвала: **иже суть нарочиты во Апостолех**. И то важно, чтоб быть Апостолом; посуди же, сколько похвальнее быть отличным между Апостолами! Отличались же они своими делами, своими заслугами. Но Павел и на сем не останавливается, а присовокупляет еще другую похвалу, говоря: **иже и прежде мене вероваша во Христа**. И это — предупредить других и прийти прежде — есть весьма большая похвала. Смотрите, сколько святая душа Павлова чиста была от тщеславия! При всей своей славе Павел предпочитает себе других, не скрывает того, что пришел последний, и не стыдится признаться в том. Поелику не мог предпочесть их в этом другим Апостолам, то отыскал пришедшего ко Христу после других, именно себя, и из этого составил им похвалу» (святой Златоуст). Память их 17<30> мая; Андроника с другими еще 30 июля<12 августа>. Он Апостол из 70-ти. Был епископом в Паннонии, а проповедовал во многих странах. Мощи его и Юнии открыты в царство Аркадия и Гонория (395 — 423) пред вратами Константинополя, носившими имя Евгениевых; память о чем бывает 22 февраля <7 марта>. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа** Много похвал соединено вместе, и, прежде всего, что Андроник и Юния были общниками превратностей божественного Павла. Ибо он назвал их «сопленниками» как разделивших с ним его страдания. Затем он называет их «знаменитыми», не среди учеников, но среди учителей, и не обычных учителей, а апостолов. Он хвалит их и за давность веры. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа** Что они сродники Павла, это составляет не такую похвалу, какую составляет то, что они узники с ним; ибо они пострадали гораздо более всякого узника, быв влачимы с места на место и разоряемы. Важно и то, чтобы быть апостолом, особенно если взять во внимание, что Иуния была женщина: тем более важно быть славным между апостолами. А славились они делами своими. Не стыдится Павел говорить: **прежде меня еще уверовавших во Христа**, поставляя им в похвалу, что выступили наперед и предвосхитили благо. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа** Возможно, что Андроник и Юния и по плоти были сродниками Павла, и раньше него уверовали, прославившись между апостолами Христа. Отсюда становится понятным и то, что они названы среди семидесяти двух, именуемых «апостолами», и то, что Павел говорит о них как о прославленных между апостолами, какие были прежде него. Но мне не дают покоя эти слова: узники со мною. Что это были за узы, в которых, по свидетельству Павла, вместе с ним находились Андроник и Юния? Не следует ли, глубже вглядываясь в тайну, видеть в них те узы, разрешить которые пришел Христос и о которых написано, что Христос пришел дать //пленным освобождение, слепым прозрение// (см. [[new:lk:04:17|Лк. 4:17-19;]] ср. [[old:is:61:01|Ис. 61:1-2]])? //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа** Они были родственниками Павла и по плоти, и по Духу, как и ангел говорил Марии: //Boт и Елисавета, родственница твоя//, и т.д. [[new:lk:01:36|(Лк. 1:36)]]. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа** **Юнию**. Правильнее видеть здесь мужское имя (IounϊaV - //Иуниан//), так как к женщине не идет замечание, что она "//прославилась между апостолами//". **Сродников моих** - т. е. родственников моих. Слово suggeneiV - //сродники// нельзя понимать в смысле "//единоплеменники//", потому что так другие иудеи (Акила, Прискилла, Мариам) не названы здесь. - **Между апостолами**. Здесь разумеются не 12 апостолов, среди которых не могли быть помещены Андроник и Юния, а вообще проповедники о Христе, среди которых означенные христиане занимали видное положение. См. также Толкование на [[new:rim:16:03#lopuxin_ap|Рим. 16:3]] [<10>]