[<10>] ====== Толкования на Рим. 16:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Целуйте друг друга лобзанием святым. Целуют вы вся церкви Христовы** См. Толкование на [[new:rim:16:14#svt_ioann_zlatoust|Рим. 16:14]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы** Если мы призваны в Царство Божие, то должны быть достойными гражданами этого Царства, любя Бога и ближнего. Любовь же эта состоит не в целовании, а в доброжелательности. Некоторые же, наоборот, преподают свой поцелуй в собраниях, не имея в себе любви. И это дает повод для постыдных и гнусных вымыслов, что целование происходит разнузданно, тогда как оно должно иметь таинственное значение. Апостол называет его **«целованием святым»**. //**Педагог.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Целуйте друг друга лобзанием святым. Целуют вы вся церкви Христовы** «Дабы не подать повода к распрям тем, что одних приветствует так, а других иначе, одних поименно, а других вообще, одних с большими, а других с меньшими похвалами, Апостол наконец всех уравнивает равночестием любви и святым лобзанием, говоря: **целуйте друг друга лобзанием святым**. Сим миром удаляет от них всякий помысл, могущий возмутить их, и всякий повод к малодушию, дабы высший не презирал низшего и низший не завидовал высшему, но удалены были презорство и зависть и святым лобзанием все умиротворялось и уравнивалось» (святой Златоуст). «И не это только имел он в виду, пиша это, но и то, чтоб они взаимным лобзанием заменили его собственное лобзание, какое он дал бы каждому, если б находился среди них». Поэтому, как отсутствующий, не мог сам заключить их в свои объятия, то делает это чрез них самих, повелевая целовать друг друга, — и целовать **лобзанием святым**, честным, целомудренным, искренним, родственным, свободным от всякого коварства (см.: блаженный Феодорит); целованием святым, — «то есть в мире Христовом, не с плотскими чувствами, но в Духе Святом, чтоб целования были благочестные и благоговейные, а не чувственные» (Амвросиаст). **Целуют вы вся церкви Христовы**. Вы — «не того или другого, а всех, — и не тот или другой, а все **церкви Христовы**» (святой Златоуст). Соединяет Восток и Запад и из всех составляет одно братство, дышащее взаимною любовию о Христе Иисусе, полною и чистою. Святой Златоуст, приступая к изъяснению сих приветствий, говорил: «думаю, что многие проходят без внимания сию часть Послания, как бесполезную и не заключающую в себе ничего важного». Окончив же их изъяснение и включив в него множество назидательных наведений, прибавляет: «видишь ли, какую великую пользу получили мы от сих приветствий? Сколько сокровищ прошли бы мы мимо, если бы этой части Послания не разобрали со тщанием, разумею таким, какое было для нас возможно? А если бы сыскался мудрый и духовный муж, он проник бы глубже и увидел бы большее число жемчужин. — Но поелику некоторые неоднократно спрашивали: почему Апостол в этом Послании многих приветствует, чего не делал он в других Посланиях? — то ответствуем, что римляне были знаменитее прочих и в Риме, как в безопаснейшем и царственном городе, жили переселившиеся туда из других городов. Итак, поелику они жили на чужой стороне и имели нужду в большем покровительстве, некоторые же из них были лично знакомы Павлу, а другие, находясь в Риме, весьма много служили за него, то и прилично было Апостолу похвалить их на письме; так как Павел был тогда в такой уже великой славе, что удостоившиеся его Послания в самом этом Послании находили для себя великую защиту. Павла все уважали; все высокое о нем имели мнение. Посему, желая, чтобы они (к кому пишет и кого приветствует) были в безопасности и в чести, Апостол приветствует и отличает каждого по возможности. Иного назвал возлюбленным, иного сродником, иного спленником, иного споспешником, иного искусным, иного избранным. Равно и касательно женщин: то указывает на звание; ибо Фиву назвал служительницею, — не просто, но потому, что была она рукоположена в диакониссы, а иначе так же бы наименовал и Трифену с Персидою; то называет споспешницею и сотрудницею, то величает материю, то выставляет труды, какие понесены. Иным обращает в похвалу славу их дома, других приветствует именем братий и святых. Одних отличает тем, что удостоивает приветствия, других тем, что приветствует по имени; иных тем, что именует //начатком//, а иных отличает по старшинству; более же всех выхваляет Прискиллу и Акилу. Ибо хотя все они были верные, но не все равны между собою, а различались друг от друга подвигами. А потому Апостол, побуждая всех к большим трудам, не утаил ничьей похвалы. Ибо когда бы более трудившиеся получили небольшую награду, многие сделались бы нерадивыми». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы** **Приветствуйте друг друга с целованием святым** Дабы не подать повода к распрям тем, что одних приветствует так, а других иначе, об одних отзывается с большими, а о других с меньшими похвалами, всех уравнивает святым лобзанием, дабы ни высший не презирал низшего, ни низший не завидовал высшему; потому что святое лобзание все умиротворяет и уравнивает. **Приветствуют вас все церкви Христовы** Не только сам соединил их, но и посылает им приветствие от всех церквей, чтобы соединились; ибо говорит обо всех вообще, а не о том или другом. А стольким лицам высказал приветствия в этом послании, чего не сделал ни в каком другом, потому что еще не видал римлян. Поскольку же в Риме нашли прибежище многие из сродников его, то, достойно упоминая о них поименно, знакомит с ними римлян посредством послания. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы** На основании этого места, а также многих других, подобных этому, возник церковный обычай, согласно которому братья после молитв обмениваются целованием. Это целование апостол называет «святым»... Павел, когда писал это послание, был членом какой-то одной церкви. Как же правильно истолковать то, что он посылает римлянам приветствие от всех церквей одновременно? Мы должны понимать это так, что либо в Павле и во всех церквах Христовых пребывал единый дух, либо под приветствием подразумевается единение в вере и духе. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Тертуллиан ===== **Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы** Какая молитва может быть совершенной при отречении от святого поцелуя? //**О молитве.**// ===== Амвросиаст ===== **Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы** Всех, кому Павел пишет и кого называет, он просит приветствовать друг друга святым целованием, то есть с миром Христовым, не по влечению плоти, а в Духе Святом, ибо такое целование духовное, а не физическое. **Приветствуют вас все церкви Христовы**. Когда он так говорит, становится понятно, что есть церковь и не Христова. Вот и Давид называет сообщество нечестивых «церковью злонамеренных» ([[old:ps:025:05|Пс. 25:5]] //И в Сепуагинте, и в Вульгате в данном месте употребляется слово "экклесия"//). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы** По прочтении послания, читатели должны приветствовать и друг друга священным лобзанием, которое служило в древности на Востоке выражением приветствия при встрече и расставании [[new:1pet:05:14|(1 Пет. 5:14;]] Апостол. пост. 11:57, 12; 8:5, 5). Оно называется //святым//, как выражающее дух христианского единения. - **Все церкви**. Очень возможно, что действительно все Церкви восточные, знавшие о том, что Апостол пишет послание в Рим и сам собирается туда, просили его передать и их приветствие Церкви Рима, столицы империи. [<10>]