[<10>] ====== Толкования на Тит. 1:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию** По моему мнению, Павел говорит о том, что ему вверены избранные Божии. То есть не за свои совершенства, не за труды и подвиги я получил такое достоинство, но все сделано по благодеянию Вверившего [их] мне. Потом, чтобы не сочли действий благодати неразумными, – ведь не все от одного Бога, иначе почему Он не вверил того же другим? – то апостол прибавил: **и познанию истины, относящейся к благочестию**. Благодаря этому, говорит он, и вверено мне; или, вернее, и это самое дано мне по благодати Его; Он – Виновник и этого моего качества (т. е. разумения истины по благочестию). //**Гомилии на послание к Титу.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== Надпись и приветствие (ст. 1, 1-4) Надпись и приветствие в сем Послании несколько распространены против того, каковы они обычно в других Посланиях, подобно тому как это имеет место в Посланиях к Галатам и к Римлянам. С последними они сходны и по мысли, и по выражению. Причина, почему так сделано и здесь, как и в тех Посланиях, та, что, по важности предмета Послания, святой Павел счел нужным мысли читающих навесть на него с первых же строк Послания. **Павел раб Божий, Апостол же Иисус Христов, по вере избранных Божиих и разуму истины, яже по благочестию** В других Посланиях святой Павел называет себя рабом Иисус-Христовым, а здесь – рабом Божиим, чем дает разуметь, что, сказать ли: **раб Божий** – или: //раб Иисус Христов//, – есть одно и то же. Ибо Сын Божий и воплотившись не оставил недр Отчих, но пребывает неизменно едино со Отцом и есть Бог присносущный. Святой Златоуст говорит: «видишь ли, как безразлично он употребляет эти выражения, называя себя иногда рабом Божиим и Апостолом Христовым, а иногда рабом Христовым: //Павел раб Иисус Христов// [[new:rim:01:01|(Рим. 1, 1)]]? Так он не полагал никакого различия между Отцом и Сыном». То же наведение (размышление) делают и все другие наши толковники. Блаженный Феодорит прилагает: «Павел безразлично именует себя рабом – иногда Христовым, иногда Божиим; ибо знает, что владычество общее». Продолжим это пояснение словами блаженного Иеронима (Стридонского): «Отец и Сын едино суть; почему, кто уверовал в Сына, тот верует и в Отца. И рабство апостола Павла одно, – к Отцу ли его относить или к Сыну». Почему: "же", – в слове: **Апостол же**, – не означает противоположения какого-либо, а стоит в значении: "и". **Раб Божий** – ветхозаветное обозначение людей богобоязненных, богоугодных, в воле Божией ходящих и о себе небрегущих, которые любят истину и отвращаются от лжи, на которых потому во всем можно положиться. Сказав это, Апостол и себе, и Титу придал большой авторитет и расположил к покорному выслушанию слова своего. Надо иметь в виду, что хотя Послание надписано к Титу, но назначалось для прочтения всего христианского в Крите общества. **Апостол Христов** – то же для христиан, что для ветхозаветных Пророк. Пророки были посылаемы возвещать людям имеющее быть спасение; а Апостолы возвещали о спасении совершившемся и даруемом в Господе Иисусе Христе. Блаженный Иероним пишет: «сказать: **Апостол Иисус Христов**, – мне кажется, то же было тогда для верующих, как сказал бы кто по-мирски: префект претории Августа-кесаря, военачальник Тиверия-императора. Сказав это, святой Павел обязал верующих – слушаться его, принимая слово его, как слово Самого Господа Иисуса Христа». **По вере избранных Божиих**. Мысль не та: поелику я уверовал, как веруют избранные, то поставлен в Апостолы, а та: Апостол Иисус-Христов по делу веры, – посланный Иисусом Христом приводить к вере избранных, учить их вере и держать в порядках, верою требуемых. «Апостол сказал сим, что он на то поставлен, чтоб достойные избрания уверовали» (блаженный Феодорит). «Он выражает, что ему вверены избранные Божии... для них я стал Апостолом, как и в другом месте говорит: //вся ваша суть: аще Павел, или Аполлос// (ср.: [[new:1kor:03:21|1 Кор. 3, 21-22]])» (святой Златоуст). Но кто разумеется здесь под **избранными**? Древний Израиль был избран в народ Божий из всех языков, то есть один народ из всех народов, народ в целом составе. Новый Израиль составляется не из одного народа, отделяемого от других; но из всех народов, не исключая и иудеев, избираются достойные лица поодиночке и, сочетаваясь воедино, составляют нового сего Израиля, – //род избран, царское священие, язык свят, людие обновления// [[new:1pet:02:09|(1 Пет. 2, 9)]]. Избираются таковые посредством призывания к вере. Приявший веру становится избранным, освящается благодатными таинствами и получает обязательство быть святым и непорочным, чтоб в себе возвещатъ добродетели Того, Кто из тьмы призвал его в чудный Свой свет (ср.: [[new:1pet:02:09|1 Пет. 2, 9]]). В сем смысле избранные то же, что призванные, то есть все христиане, исповедующие истинную веру Христову. Все христиане действительно должны быть таковыми, какими изображает их святой Петр, чтоб не по имени, а делом быть народом избранным. Но как в среде древнего Израиля не все оказывались достойными избрания, потому что ни делами, ни нравом не выдерживали того, для чего избран народ: так и в новом – не все выдерживают то, для чего призваны, не являют в себе таких лиц, какими следует быть призванным к вере в Господа Спасителя и приявшим благодать в таинствах. Отсюда произошло разделение между призванными и избранными. Избранными являются уже только те, которые держат себя так, как следует держать себя призванным ко Господу; а которые не держат себя так, те остаются только призванными. И Спаситель нередко говорил: //много званных, мало же избранных// (ср.: [[new:mf:20:16|Мф. 20, 16]]; [[new:mf:22:14|22, 14]]). В каком же смысле у Апостола стоит в настоящем месте слово: **избранных**? И в том и другом без различия. Апостол всех призывал к вере, но, призвавши, не оставлял их на произвол, а напротив, тем паче усугублял попечение о них, да явятся во всем достойными призвания, во всем истинными чадами веры и благодати. Я, говорит, – Апостол, чтоб призывать всех к вере в Господа Иисуса Христа, но не так, чтоб дать только им имя, но так, чтоб явить их совершенными и в жизни по духу веры, не призванными только делать, но и избранными (см.: блаженный Иероним). Говоря так, он имел в мысли напомнить сие тем, которые, как видно из Послания, только и делали, что выдумывали разные вопросы о предметах веры и чрез то распложали споры и состязания бесконечные, не ведущие к созиданию добрых нравов, а напротив, расстроивающие христианское общество, посевая раздоры и разделения. Но еще более к сему направлено следующее выражение: **И разуму истины, яже по благочестию**. – **Разуму**, επιγνωσιν, – уразумению, признанию, ясному сознанию, опытному убеждению. Как в слове: **по вере** – разумеется не Апостолова вера, а вера тех, кому он возвещал Евангелие, или приведение к вере, так и в сем слове разумеется не Апостолово разумение истины, а тех, кои последовали слову проповеди его. Я, говорит, Апостол, поставленный проповедию Евангелия приводить к вере и, по вере, к уразумению истины. Вера первоначально дает только общее начертание истины; точнейший облик ее с чертами осязательными и приложением к частностям, приемлется и постигается потом в продолжение жизни в духе веры. Верою принимается все на веру; а потом и опытом дознается, что всё так есть, как вначале поверовалось. Иероним пишет: «избранник Божий не тотчас уже и верою обладает в меру избрания или разумение истины имеет в меру веры. Почему и Спаситель сказал уверовавшим в Него иудеям: //аще пребудете во словеси Моем, уразумеете истину, и истина свободит вы// (ср.: [[new:in:08:31|Ин. 8, 31-32]]). Евангелист свидетельствует, что Господь сказал сие хотя уверовавшим, но еще не уразумевшим истины, которую могут постигнуть, если пребудут в слове Его». – Та же мысль и у святого Златоуста: «сначала мы были познаны, а потом познали; сначала мы были постигнуты, а потом постигли (см.: [[new:1kor:13:12|1 Кор. 13, 12]]; [[new:fil:03:12|Флп. 3, 12]])». – К этому и направляема была Апостольская проповедь, и на это были обращаемы все труды Апостолов. Почему святой Павел не сказал просто: я поставлен доводить до уразумения истины, но прибавил: **яже по благочестию**. Благочестие обнимает все труды и усилия деятельного богоугождения. Относительно веры можно много наделать вопросов и на эти вопросы представить решения, которые хотя не будут ложь, но не будут касаться и существа дела веры, а занимать одну праздную пытливость, не принося никакой пользы для жизни по вере. Апостол говорит: ничего такого я не касаюсь и не поставлен касаться; мое дело так представлять истины веры и теми сторонами внедрять их в сердца ваши, которыми они сильны возбуждать, укреплять и руководить вас к благочестию, или пребыванию в живом союзе с Богом, в Господе Иисусе Христе благодатию Святаго Духа: ибо в этом существо христианского благочестия. Все стороннее и чуждое такого направления чуждо и меня, по самому моему назначению и долгу Апостольскому. «Есть истина и не по благочестию, например: знание земледелия, знание искусств есть истинное знание; но та истина (которую я возвещаю) есть истина по благочестию (то есть по делу установления благочестия в сердцах)» (святой Златоуст). «Спрашивается, почему, сказав: **по вере избранных Божиих и разуму истины**, – Апостол прибавил: **яже по благочестию**? Ужели есть какая-либо истина, которая не по благочестию, и теперь в отличие от нее говорится о познании **истины, яже по благочестию**? Есть истина, которая не имеет прямого отношения ко благочестию: кто, например, знает грамматику или диалектику, так что умеет правильно говорить и верно различать истину от лжи; геометрия с арифметикой и музыка также имеют в своем знании истину. Но все такие познания не суть познания по благочестию. Знание **истины, яже по благочестию**, есть – знать закон, разуметь Пророков, веровать Евангелию, не неведать и Апостолов. И есть много таких, которые очень сведущи в деле благочестия, тех же познаний, о коих я помянул, совсем чужды» (блаженный Иероним). **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-2 **Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию, в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен** **Павел, раб Божий, и Апостол Иисуса Христа, по вере избранных Божиих**, то есть по вере, ради которой избраны были Апостолы, и по познанию не греха и лжи, но по **познанию** правды и **истины**, – и **надежде жизни**, не преходящей, но **вечной, которую обетовал** праведный **Бог прежде времен вечных**, то есть от дней Авраама, возлюбленного Своего. //**Послание к Титу.**// =====Прп. Икумений Триккский===== С. 1-4 **Павел раб Божий, Апостол же Иисус Христов, по вере избранных Божиих и разуму истины, яже по благочестию: о уповании жизни вечныя, юже обетова неложный Бог прежде лет вечных, яви же во времена Своя Слово Свое проповеданием, еже мне поручено бысть по повелению Спасителя нашего Бога: Титу присному чаду по общей вере, благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа Спаса нашего** **Апостол** безразлично употребляет выражения первого стиха: иногда он называет себя **рабом** Христовым и **апостолом Божиим** , а здесь наоборот. - **По вере**, т.е. для **веры**, – для того, чтобы избранные Божии поверили мне, чтобы я научил их; или так: Я – **Апостол** для того, чтобы избранные чрез меня уверовали и познали истину благочестия, т.е. Иисуса Христа; или еще так: то, что я – **Апостол** и что избранные поварили мне, – это случилось не по чему либо другому, а потому, что я познал **истину** благочестия. Что же это за истина? Иисус Христос. Не напрасно **Апостол** прибавил: познанию **истины, яже по благочестию**, потому что бывает познание **истины** и не **по благочестию**, напр. знание какого-нибудь искусства. - **О уповании жизни вечныя**. Познание **истины** могло бы служить само по себе достаточною наградою; оно даже лучше тысячи наград, но всещедрый Бог дарует за него еще и награду – **вечную жизнь**: к познанию **истины**, говорит **Апостол**, в надежде **жизни вечной**. **Вечною** он назвал ее по отношенью ко всему иудейскому, где было обетование только настоящей **жизни**. - **Юже обетова неложный Бог**. Если Он **неложен**, то исполнит конечно то, что обещал. - **Прежде лет вечных**. Не вследствие позднейшего какого-либо совета или раскаяния, говорит **Апостол**, Бог предопределил это, но от начала, – а быть возлюбленным от начала – величайшая честь. - **Яви же**. Что же Бог **явил** во времена своя, т.е. надлежащия? Обетованную прежде лет вечных **жизнь**, так как слово Его, или Христос, есть Жизнь и **жизни** Податель. Поэтому, сказавши, что Бог обещал нам **жизнь, Апостол** не присоединил потом: **яви же во времена Своя** обетованную жизнь, а: **Слово Свое проповеданием**, так как Слово Его, т.е. Иисус Христос, есть истинный Виновник и Податель этой **жизни**. - **Проповеданием**, т.е. явно, открыто. - **Еже мне поручено бысть**. Словами: **еже мне поручено бысть**, и: **по повелению**... Бога **Апостол** показывает, что он необходимо и неизбежно, хочет ли, или не хочет, должен проповедывать, – и как бы говорит: и ты, **Тит**, делай это. - **Титу присному чаду**. Мог он быть только **чадом Апостола**, так как был крещен им, но не **присным**, если бы стал грешником. Причиною же того, что ты истинный сын мой, говорит **Апостол**, служит **общая вера**. Он хвалит **Тита**, говоря, что и сам он не имеет в вере ничего более, чем **Тит**. Иначе: **Тит** – сын **апостола** Павла, потому что он был научен Павлом **вере**, а **по общей вере**, т.е. по крещению, он – брат Павла: один Отец у них – Иисус Христос и одна мать – купель крещения. - **Благодать, милость, мир**. Вполне естественно благопожелание **благодати и милости** для **Тита**, как учителя. Если ты, говорит **Апостол** ему, не будешь править народом при помощи этих кормил, т.е. **благодати, милости и мира**, то опрокинешь корабль Церкви. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию** Когда Павел говорит: **апостол же Иисуса Христа**, – то это, мне представляется, подобно тому, как если бы он сказал: «префект преторских когорт Августа кесаря, полководец императора Тиберия». Ибо как судьи мира сего оказываются более знаменитыми сообразно царям, которыми поставляются, и имеют звание от положения, на которое поставлены, так и апостол для себя требует великого достоинства между христианами. Апостол себя Христовым титулом отметил, чтобы самого выбранного имени власть устрашала; утверждает же и то, что всем, кто во Христа уверует, надлежит самим быть подвластными Ему. //**Комментарий на Послание к Титу.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию** Вступление каждого своего послания божественный апостол украшает именованием. В одном случае – это //Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол// [[new:rim:01:01|(Рим 1:1)]]; в другом – //Павел...призванный апостол Иисуса Христа// [[new:1kor:01:01|(1 Кор 1:1)]]; еще в одном – **Павел, раб Божий, апостол Иисуса Христа**. Присоединяя ко вступлению благословение, он черпает его из того же источника и связывает именование Сына с Богом Отцом, говоря: //Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа//[[new:rim:01:07| (Рим 1:7)]]. //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа** Безразлично употребляет эти выражения, иногда называет себя рабом Христовым, апостолом Божиим, а теперь наоборот. Так он не полагал никакого различия между Отцом и Сыном. **по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию** Понимать это можно по-разному: или – что я стал апостолом, чтобы избранные уверовали чрез меня, или – что я избран апостолом не за мои совершенства, но потому, что Бог благоволил вверить мне избранных Его. Поэтому все есть дело благодати, а не потому, чтобы я был достоин, но ради избранных. Потом, чтобы показать, что и мы должны привнести что-нибудь, он прибавил: **и познанию истины**, то есть, так как я познал истину учения сего, поэтому и вверено мне. А лучше: даже и познание не наше, но Он источник и этого. Ибо прежде мы были познаны, а потом познали. Или, что я уверовал, подобно прочим избранным, и познал истину. Даже для противопоставления иудейским обрядам он сказал: **истины**. Ибо они – не истина, хотя и не ложь, а образ и тень; и, называя нас избранными, он осуждает иудеев. Ибо, если и они были некогда избранными, но не теперь. Смотри: прежде вера, а потом от нее познание, но не от рассудочных изысканий. Сказав: **истины**, прибавил: **относящейся к благочестию**, потому что и в житейских делах есть познание истины. Например, кто-нибудь истинно знает земледельческое дело, или строительное дело. Итак, не об этой истине речь, а об истине по благочестию. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию** **Павел, раб Божий, Апостол же Иисус Христов** Если он раб Бога, то и Христа. И если Апостол Христа, то и Бога (Отца). Ибо у Отца с Сыном как все другое обще, так и владычество и дело посольства. **по вере избранных Божиих** «Апостол» ради веры избранных, ради того, чтобы избранные уверовали, – вообще те, коих Бог избрал по предведению Своему: //«ибо, говорит (Апостол), ихже предуведе, тех и предустави»// [[new:rim:08:29|(Рим. 8:29)]]. **и разуму истины, яже по благочестию** И для того, чтобы они познали истину, относящуюся к благочестию, к безукоризненной жизни и правому учению: ибо благочестие есть здравая жизнь в соединении с чистым учением. Такое познание зависит от веры. Выражением: «**яже по благочестию**» он сказал, что истина может относиться и к другим предметам, напр., к искусствам. //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию** Приветствие Титу имеет более обширный объем, чем приветствия, имеющиеся в других посланиях апостола Павла (исключая послание к Римлянам). **По вере избранных Божиих** Это выражение зависит от слова **апостол** и указывает на цель апостольского служения. Апостол призван с тою целью, чтобы привести избранных к вере (предлог по – κατά приближается к предлогу в – εις и может быть заменен словами //для того чтобы//. Ср. [[new:rim:01:05|I:5]] посл. к Римлянам). **Познанию истины, относящейся к благочестию**. Это выражение также зависит от слова **апостол**. Целью апостола Павла было возбудить в **избранных Божиих,** т. е. в тех людях, которые охотно принимают Евангелие, не только веру, но и дать им познание спасительной истины, потому что только при таком познании человек становится на путь истинного благочестия. "Причина, почему содержание Евангельского учения называется истиной, заключается, во первых, в том, что в Евангелии действительно заключается высшая истина, а затем отчасти и в том, что апостол имел в виду еретиков, которые вместо истинного Евангельского учения проповедовали иудейские басни и генеалогии" (Троицкий с. 120 и 121). //**Толковая Библия.**// [<10>]