[<10>] ====== Толкования на Тит. 1:2 ====== ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен** Поскольку представление о времени относится к нашей способности познания или предположения, нам, по действию человеческого рассудка, представляется вполне разумным сказать о какой-либо вещи: ее не было, пока она не возникла, - ибо началу всякой вещи предшествует некоторый промежуток времени. Но так как в вещах божественных - я говорю о рождении Божием - все имеет место прежде веков, Он неподвластен времени. Поэтому о Нем нельзя сказать, что Его не было до того, как Он был рожден, и к Нему не относится прежде веков данное Богом обещание вечной жизни, о котором говорит блаженный апостол Павел: **в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен**. Невозможно сказать, что Его когда-то не было, ибо нельзя помыслить, чтобы имел начало после чего-либо Тот, Кого должно признавать сущим прежде веков. //**О Троице.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен** Богу не свойственно ни сомневаться, ни заблуждаться. Ведь сомневается тот, кто не знает, что будет в будущем, а заблуждается тот, кто предсказывает одно, а следует другое... Но Истинный не может солгать, ибо написано: //Верен Бог// [[new:1kor:01:09|(1 Кор 1:9)]], Который не лжет. //**Пять книг о вере.**// ===== Свт. Августин ===== **в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен** Признаюсь, я не знаю, какие века прошли прежде сотворения рода человеческого, но не сомневаюсь, что решительно нет никакого создания, совечного Творцу. И апостол говорит о временах вечных, и притом не о будущих, а, что более удивительно, о прошедших. Вот его слова: **в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен**, //а в свое время явил слово Свое// [[new:tit:01:03|(Тим 1:3)]]. Таким образом, по словам его, прежде были времена вечные, которые, однако, не были совечными Богу. Если же Он прежде времен вечных не только был, но и обетовал жизнь вечную, которую явил во времена Свои, то есть в надлежащие, то что другое это означает, как не Слово Его? Ибо это Слово и есть жизнь вечная. Как же иначе Он обетовал, обещая, без сомнения, людям, которых еще не было прежде времен вечных, как не так, что в вечности Его и в Самом Слове Его, совечном Ему, уже было предопределено то, что имело быть в свое время? //**О граде Божием.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **О уповании жизни вечныя, юже обетова неложный Бог прежде лет вечных** Этим дополняется состав проповеди, которая поручена Апостолу и к которой он приставлен. Читающему Послания святого Павла не трудно заметить, что в каждом Послании многократно и разнообразно упоминает он о жизни вечной,— последнем конце домостроительства спасения и последней цели взыскавших спасения в Господе. И чаяние ее, по нему, в духовном устроении верующих до того неотложно, что он не усумнился утверждать: //наше житие на небесех есть// (ср.: [[new:fil:03:20|Флп. 3:20]]). //И аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейшии всех человек есмы// (ср.: [[new:1kor:15:19|1 Кор. 15:19]]). Так законоположил Сам Спаситель, сказав: //идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет// [[new:in:12:26|(Ин. 12:26)]]. Христианство в духе и начинается отрешением от всего временного и устремлением к вечному. За тем уповательным созерцанием сего вечного христианин воодушевляется и подкрепляется во все течение притрудного шествия своего вслед Христа Господа. Крепость мучеников и подвижников на этом преимущественно утверждалась. Вкушение истинного и существенного нашего блага в последовании Христу Спасителю приходит после; но оно не отстраняет упования живота вечноблаженного, а возвышает, совершенно перенося уповающего во он век. Почему Апостол и сказал: επ` ελπιδι, — на уповании, в нем указывая основу и для веры, и для жизни в духе веры, или для благочестия. Я, говорит, Апостол есмь, вот к чему приставленный: веру поселять, к истинному благочестию настроивать, к тому и другому склоняя и воодушевляя упованием жизни вечной — всеблаженной. Блаженный Феодорит кратко совмещает все сие в следующих словах: «Апостол сказал, что на то он и поставлен, чтобы достойные избрания уверовали, познали истину благочестия и получили надежду жизни вечной». Упование жизни вечной столь существенно в экономии (домостроительстве) спасения, что святой Павел, несмотря на то, что говорит о сем будто мимоходом, не счел излишним подтвердить его непререкаемыми доводами — истинностию Божиею и тем, что это входит в вечные планы Божии, говоря: **юже обетова неложный Бог прежде лет вечных**. Святой Златоуст говорит: «если Бог неложен, то несомненно исполнится то, что Он обетовал; если Он неложен, то не должно сомневаться, хотя бы это исполнилось после смерти. — И словами: **прежде лет вечных** — Апостол также доказывает достоверность обетования. Так, говорит, предопределено издревле. Не теперь за покаяние наше, но издревле предопределено это. То же говорит Апостол и в других местах, например: //ихже предуведе, тех и предустави// (ср.: [[new:rim:08:29|Рим. 8:29]]), означая наше благородство, — то, что не ныне, но издревле Бог возлюбил нас; а быть возлюбленными издревле и от начала — не маловажно». И все наши толковники под словами: **прежде лет вечных** — разумеют предвечное определение Божие. Другим кажется лучше разуметь под сим времена, предшествовавшие пришествию Христову, в кои чрез Пророков было изрекаемо такое обетование, начиная со времени падения прародителей. Но и эти обетования были изрекаемы не вновь, а потому, что так определено прежде всякого времени в Вечных Советах Божиих о бытии тварей. Мир вещественный не имеет в себе цели. Он — поприще и место, в коем положено образовываться разумным тварям для вечной жизни. Для сей жизни и создан человек; для нее и воссоздается в Господе Иисусе Христе. Так положено в Совете Божием предвечно. Мир же видимый преходящ. Он прейдет, как средство, когда достигнуто будет то, что им посредствуется. Когда духовные твари восприимут свое благообразие, тогда преображен будет и он, в соответствие — с ними, и отбросит настоящее, грубое и тленное свое состояние. Так вечная жизнь стоит в Советах Божиих, как исходное начало и конечная цель бытия всего сотворенного. Как невозможно солгатися Вечному Совету Божию, так невозможно не исполниться обетованию жизни вечной. Столь крепка основа упования ее! **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Сщмч. Климент Римский ===== **в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен** В этой **надежде** да прилепятся души наши к Тому, Кто верен в обещаниях и праведен в судах Своих. Заповедовавший не лгать тем более Сам не солжет, ибо для Бога ничего нет невозможного - невозможно только солгать. //**Первое послание к Коринфянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен** См. Толкование на [[new:tit:01:01#prepodobnyj_efrem_sirin|Тит. 1:1]] =====Прп. Икумений Триккский===== **о уповании жизни вечныя, юже обетова неложный Бог прежде лет вечных** См. Толкование на [[new:tit:01:01#prp_ikumenij_trikkskij|Тит. 1:1]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **В надежде вечной жизни** Сказав, насколько облагодетельствовал нас Бог для настоящей жизни, говорит и о том, что Он даст в будущем. Уже и самое познание истины - величайшее благодеяние для нас, освобожденных от заблуждений. Но в награду за это Он даст нам еще и жизнь вечную. Так как мы познали Его, то мы и надеемся, говорит, на вечную жизнь. Видишь ли, как он тотчас же, с самого начала, указывает на благодеяния Божии, чтобы как самого епископа, так и тем более его учеников сделать более готовыми к тому, чтобы угодить Благодетелю? Словами **в надежде вечной жизни** он ниспровергает иудейские обряды, ибо они имели наградой настоящую жизнь. **Которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен** Если Он неизменен, то, несомненно, даст и после смерти то, что обещал. Издревле еще, говорит, Он предопределил это, а не вследствие раскаяния. Не потому, что иудеи не обратились к Нему, Он даст это нам, а потому, что издревле так было предопределено, - и Он возлюбил нас от века. Что Он возлюбил нас от начала, - это указывает на наше благородство. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен** **О уповании жизни вечныя** Благочестие соединяется с надеждою на будущую блаженную жизнь, потому что благочестно живущие надеются достигнуть ея, как сказано уже. **Юже обетова неложный Бог прежде лет вечных** «**Юже**», т. е. вечную жизнь обетовал Бог «**прежде лет вечных**», т. е. предызобразил ее и предопределил для нас. Выражение: «**прежде лет вечных**» означает: прежде начала времени, как изъяснено Златоустом во 2-м послании к Тимофею; но и там он прибавил, что «времена» можно понимать в смысле известнаго периода. Временами вечными в данном случае могут быть и семь тысяч лет, считающияся определенными на существование настоящаго мира: ибо и тысяча лет, обнимая собою большой период времени, может быть названа веком, и слова: «**прежде времен вечных**» могут означать, что тайна спасения нашего во Христе, а равно и вера во Христа, и вечная жизнь истинно верных определены прежде создания мира. //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== **в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен** **В надежде вечной жизни** Эти слова составляют приложение к выражению //апостол Иисуса Христа//. Павел выступает апостолом Христа потому, что имеет надежду на вечную жизнь, т. е. на вечное будущее блаженство (ср. [[new:1kor:15:14|1 Кор.XV:14]] и cл.; [[new:1kor:15:30|30]] и cл.). **Прежде вековых времен** Здесь имеется в виду Первоевангелие о Спасителе, как потомке жены (см. [[old:gen:03:15|Быт. III:15]]). //**Толковая Библия.**// [<10>]