[<10>] ====== Толкования на Тит. 1:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога** **В проповеди**, то есть явно, с дерзновением, потому что таково значение слова: **в проповеди**. Как глашатай на зрелище провозглашает в присутствии всех, так и мы провозглашаем и, не прибавляя ничего, но говорим то, что сами слышали. Достоинство провозвестника состоит в том, чтобы сказать всем действительно бывшее, не прибавляя ничего и не убавляя. ...Итак, если это - повеление Божие, то я сам не властен: я исполняю приказание. Из того, что нам должно делать, иное зависит от нас, а другое - не от нас. То, что Он повелевает нам, не зависит от нас; а то, что Он дозволяет нам, зависит от нас. ...И это - повеление, так что не исполняющий этого неизбежно подлежит наказанию. //**Гомилии на Послание к Титу.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Яви же во времена своя слово Свое, проповеданием, еже мне поручено бысть по повелению Спасителя нашего Бога** Обетование жизни вечной было верно и непреложно, но до времени сокровенно в Боге. Пророки хотя возвещали о ней, но тоже прикровенно, давая способным прозревать ее как бы сквозь сень некую. Но в такой сокровенности и прикровенности оно не могло оставаться навсегда; потому что должно было быть принято ясною верою и усвоено точным исполнением условий к участию в нем. Однако ж необходимо должно было оставаться в таком виде известное время, чтоб люди промыслительными действиями Божиими достаточно приготовились к принятию его. «Для чего такое промедление? — спрашивает святой Златоуст и отвечает: — Из попечения об нас и для того, чтоб сделать это (явление сокровенного) благовременно. Что и выразил Апостол словами: **яви же во времена своя. Во своя**,— то есть в приличные, надлежащие, сообразные, подобно как и Пророк говорит: время сотворити Господеви [[old:ps:118:126|(Пс. 118:126)]]». У Бога всему свое время. Пришло время явить сокровенные Советы Свои, и явил. Но времена сии Он держит во Своей власти (см.: [[new:act:01:07|Деян. 1:7]]), как и самое течение событий. И они от века определены и суть потому Божии. **Яви** - и ясным, не прикровенным словом объявил, и самым делом устроил все, потребное для получения участия в сем обетовании. Почему слово сие указывает на все домостроительство спасения, совершенное Господом Иисусом Христом, в Коем и самый живот вечный. **Слово Свое** — то слово, которым изрек и которым скрепил обетование в Предвечном Совете. Слово, τον λογον,— сие слово, то есть слово обетования, как и обычно говорится: дал слово, означая какое-либо обещание. Блаженный Феофилакт пишет: «что **яви? слово**, говорит, **Свое**, — то есть Евангелие: ибо Евангелие все объемлет, как то, что в настоящее время нам дано, как-то: благочестие, веру, истину, — так и то, что обещается в будущем веке, то есть жизнь вечную». Триипостасный Бог благоволил положить, чтобы для спасения нашего Сын Божий воплотился и, пострадав плотию и крестную понесши смерть, воскрес и вознесся на небеса, чтоб, седя одесную Отца, вечно ходатайствовать о нас, и на устроение спасения каждого послал Духа Святаго, благодатию Коего и спасаемся, причастниками бывая жизни вечной. Сие от века положенное явил теперь Бог и словом и делом. Подробнее об этом пишет святой Павел ниже в сем же Послании. Были, говорит, мы непотребны и погибельны: //егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога... спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго... да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя// (ср.: 3, 4 — 5, 7. То же и: 2, 11 — 13). Живот вечный в будущем приемлется в совершенстве; но зачинается и зреет здесь по законам воплощенного домостроительства. Почему явление слова обетования есть возвещение о воплощенном домостроительстве, принятие коего полною верою и с соответствующими трудами есть залог жизни вечной. Это выразил Апостол, указав на способ явления слова обетования. **Проповеданием** Господь Иисус Христос, совершив и устроив все потребное для получения живота вечного, послал Апостолов в мир с высоким проповеданием — звать всех к получению сего живота. Особая часть в сем труде отделена была на долю и святого Павла, — та, чтоб шел к язычникам и их призывал к участию в наследии обетования. Это поручение дал ему Сам Господь, лично явившись ему на пути в Дамаск и потом в храме Иерусалимском. Все сие и выразил здесь Апостол: **проповеданием, еже мне поручено бысть по повелению Спасителя нашего Бога**. Счел он нужным выставить сие, чтоб расположить критян к смиренному выслушанию его слова и исполнению его распоряжений: ибо они не знали его вполне. Святой Златоуст делает при словах такие наведения: «**яви слово Свое, проповеданием**, — то есть явно, с дерзновением; таково значение слова: **проповедание**. Как глашатай на зрелище провозглашает в присутствии всех, так и мы провозглашаем (по уверенности в истине) — и ничего не прибавляем, но говорим то, что сами слышали. Достоинство провозвестника состоит в том, чтобы сказать всем действительно бывшее, не прибавляя ничего и не убавляя. — Выражениями: **еже мне поручено бысть** — и: **по повелению Спасителя** — Апостол показывает свою достоверность, чтобы никто не противился, не отказывался, не огорчался. Я, говорит, получил повеление; почему ничего не властен (отменять или изменять). — Я исполняю повеление; а повеления не в нашей власти, но необходимо или исполнять их, или за неисполнение подвергнуться наказанию. То же выражает Апостол и в другом месте, когда говорит: //нужда бо ми належит; горе же мне есть, аще не благовествую// (ср.: [[new:1kor:09:16|1 Кор. 9:16]])». Слова: **Спасителя нашего Бога** — в настоящем месте относятся к Господу Иисусу Христу; ибо святой Павел лично от Него получил повеление проповедывать. Подобное выражение и в других местах прямо указывает на Господа Иисуса, как: //ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа// (2, 13). А в иных слова: //Бог Спас// — употребляет святой Павел и о Боге Отце. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога** **Явил же** нам **слово проповеди во времена свои**, по домостроительству обетования, которое во всех (прежних) родах было сокровенно и никому не открывалось, нам же, Апостолам, открыто в пришествии Его, чтобы мы были проповедниками его. Итак, **это** Евангелие** вверено мне было** не от людей, но **по повелению Бога Спасителя** мира. //**Послание к Титу.**// =====Прп. Икумений Триккский===== **яви же во времена Своя Слово Свое проповеданием, еже мне поручено бысть по повелению Спасителя нашего Бога** См. Толкование на [[new:tit:01:01#prp_ikumenij_trikkskij|Тит. 1:1]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **А в свое время явил Свое слово в проповеди** Чтобы кто-нибудь не сказал: почему Он медлил дать то, что определено от вечности? говорит, что из попечения о нас и для того, чтобы сделать это благовременно. Временем Писание называет удобное время, как например: //время Господу действовать// [[old:ps:118:126|(Пс. 118:126)]]. Итак, в свое, говорит, время, то есть сообразное, надлежащее время. Что же Он явил? **Слово**, говорит, **Свое**, то есть Евангелие. Каким образом? **В проповеди**, то есть явно, с дерзновением. Проповедующий не прибавляет, не убавляет. Так и мы проповедуем то, что нам поведено конечно, только в слух всех, как и Христос сказал: "проповедуйте на кровлях" [[new:mf:10:27|(Мф. 10:27)]], означая способом и местом прямоту, беспристрастность, свободу. Заметь: последовательность требовала сказать так: явил в свое время, то есть вечную жизнь, но он привел не так, а - **явил Свое слово**. Справедливо. Ибо Евангелие все объемлет; как то, что в настоящее время нам дано, как то: благочестие, веру, истину, так и то, что обещается в будущем веке, то есть жизнь вечную. Некоторые, впрочем, под// Словом Его// разумели Сына. **Вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога** Эта проповедь, говорит, поручена мне. Итак, если поручено, то я не должен мыслить того, что недостойно Поручившего мне, не должен притворяться, или выражать неудовольствие на то, что мне поручено. К тому же это поручено мне по повелению, иначе сказать: я невольно вынуждаюсь делать это. Из того, что должно делать, одно делается **по повелению**, другое - по увещанию. Например: //примирись с братом твоим// [[new:mf:05:24|(Мф. 5:24)]], - это повеление, и кто не исполнит его, наказывается; но: //продай имение твое// [[new:mf:19:21|(Мф. 19:21)]], если желаешь, и еще: //кто может вместить, да вместит// - это увещания, и не исполняющий их не наказывается. Итак, говорит, мне поручена проповедь по повелению, так что мне необходимо исполнить его. //Горе мне//, говорит,// если не благовествую// [[new:1kor:09:16|(1 Кор. 9:16)]], и это - не по властолюбию, а по нужде. Чье же повеление? **Спасителя Бога**. Поэтому, если повелел это Бог, желающий нашего спасения, то как я не покажу своего расположения спасительному делу? **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога** **Яви же во времена своя слово свое, проповеданием** Явил слово упомянутаго обетования в проповеди Евангельской: ибо чрез нее сообщаются и возвещаются всем благодеяния Божии, касающияся жизни как настоящей, так и будущей, т. е. блага вечныя. «**Во времена своя**» значит: во время надлежащее, соответствующее цели, во время благопотребное, когда Он увидит, что слушающие уверуют: ибо «время Господу действовать» говорит (пророк) [[old:ps:118:126|(Пс. 118:126)]]. **Еже мне поручено быть по повелению Спасителя нашего Бога** Проповедь, эта вверена мне, чтобы я возвещал ее. Слова же: «**мне поручено**» и «**по повелению**» указывают на то, что он достоин такого доверия. //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== **а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога** **В свое время** - т. е. в предназначенное Богом (ср. [[new:1tim:02:06|1 Тим. II:6]]). **Явил Свое слово** - Конечно, чрез Христа, Который в Своем лице и деятельности вполне выяснил слово Божие или решение Божие о спасении людей от греха, проклятия и смерти. **Проповеди** Это выражение относится к словам// апостол Иисуса Христа.// Павел явился апостолом Иисуса Христа особенно чрез свою проповедь, которая ему доверена (ср. [[new:1kor:09:17|1 Кор. IX:17]] ; [[new:gal:02:07|Гал. II:7]]). **По повелению...** - Это выражение относится также к слову апостол (ср. [[new:1tim:01:11|1 Тим. I:11)]]. **Спасителя нашего Бога** Замечательно, что Бог Отец называется Спасителем у апостола Павла только в пастырских посланиях. Быть может, в этом наименовании проявляется у апостола благодарное воспоминание о многоразличных случаях спасения от опасностей, каким он подвергался особенно в последние годы своей жизни: Бог всегда оказывал ему Свою спасительную помощь. //**Толковая Библия.**// [<10>]