[<10>] ====== Толкования на Тит. 1:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего** Назвав его **сыном** и приняв на себя звание отца его, апостол здесь ограничивает и смягчает это почетное название, и вот каким образом. Он прибавляет: **по общей вере**, - то есть по вере я не имею ничего большего в сравнении с тобою, потому что она - общая и ею возродились как я, так и ты. Почему же он называет его своим сыном? Или только для того, чтобы показать свою любовь к нему; или потому, что сам он прежде него начал проповедовать; или потому, что Тит был просвещен им. Поэтому он называет верующих и сынами, и братьями: как возрожденные одною и тою же верою, они - братья, а как возрожденные через него, они - сыновья. ...У плотских детей истинность и не истинность зависит от рождающей и рождающего; а здесь не так, но от произволения. Здесь можно и тому, кто был истинным сыном, не остаться истинным, и не истинному сделаться истинным, потому что это заключается не в природной необходимости, но в свободном произволении, отчего и происходят частые изменения. //**Гомилии на Послание к Титу.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Титу присному чаду по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа Спаса нашего** Это — благожелательное слово привета, обычное святому Павлу. **Присным** (γνησιος; — подлинный, настоящий, истинный) **чадом** называет он Тита как потому, что сей последний им утвержден к вере и отрожден чрез него благодатию Святаго Духа во святом крещении, так и потому, что, однажды быв научен вере и жизни в духе ее, он неизменно хранил себя совершенно во всем согласным с святым Павлом в сем отношении, его ли лично что касалось или верующих, им руководимых. Как творения признаются подлинными порождениями известных писателей, когда они в точности соответствуют духу тех писателей, коим приписываются: так Тит указывал на святого Павла, как на своего духовного родителя, тем, что был совершенно одинаков с ним и в учении, и в образе действования. Блаженный Иероним пишет: «слово, мудрость и учение, коими Тит назидал Церкви Христовы, представляли его собственным сыном Апостола Павла». «Но возможно,— противополагает Экумений,— чтоб иной был чадом его, будучи просвещен и крещен им, но перестал быть чадом истинным, начав грешить». «Ибо, — поясняет Феофилакт, — в таком случае он делался недостойным именоваться чадом такого отца». «Посему,— заключает Феодорит, — сказанное: **присному чаду**,— дает видеть добродетель блаженного Тита». Приукрасим все сии речи словом святого Златоуста: «**присному** — истинному — **чаду**, говорит; ибо могут быть и не истинные сыны, как, например, тот, о котором он говорит: //аще некий брат именуем будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или досадитель, или пияница, с таковым ниже ясти// (ср.: [[new:1kor:05:11|1 Кор. 5, 11]]). Вот также сын, но не истинный; он — сын, потому что некогда принял благодать и возрожден, но не истинный, потому что недостоин своего отца и добровольно предал себя другому властителю. У плотских детей истинность и неистинность зависит от рождающей и рождающего; а здесь не так, но от произволения. Здесь можно и тому, кто был истинным сыном, не остаться истинным, и не истинному сделаться истинным; потому что это заключается не в естественной необходимости, но в свободном произволении, от чего и происходят частые изменения». В том же смысле, то есть чтоб показать единство духа Титова с своим, приложил Апостол и слова: **по общей вере**. Они показывают и то, что Тит чадо не по плоти, а по духу, — **по вере**; но преимущественно то дают разуметь, что по вере, или по духу веры, у Тита ничего нет особенного против святого Павла: все у них обще; что есть у святого Павла, то и у Тита; ничто от него не скрыто, и ничто из переданного ему не отвергнуто им и не изменено. В этом и главное доказательство того, что он — присное чадо. «Что ты — чадо мое, говорит как бы Апостол, причина тому и доказательство — общая вера. Хвалит Тита, сказывая, что и сам ничего не имеет более его по делу веры» (Экумений). Единство крови указывает на плотское сыновство; а единство веры — на духовное. Помянул же здесь святой Павел о таком близком с собою родстве святого Тита, чтоб внушить Титу — продолжать жить и действовать все в том же духе, а критянам — слушаться его, как самого святого Павла. «Наконец это предисловие Послания и Апостолово Титу приветствие завершается таким благожеланием: **благодать** и прочее» (блаженный Иероним). Того же самого желает Апостол в приветствиях своих и всем верующим, как видно из других его Посланий. Но если для верующих необходимы сии дары Божии, то насколько необходимее они для поставленного заводить должные порядки среди верующих и руководить их по пути спасения,— в каковом положении находился тогда святой Тит! «Ему, как и всякому епископу, паче других потребна благодатная Божия сила, как несущему претяжелые бремена, — потребна милость, как такому, которому трудно избегать повинности пред Богом во многом (ибо души всех взыщутся от его рук), — потребен мир, как поставленному в необходимость быть в столкновениях и вести непрерывную борьбу» (блаженный Феофилакт), — и с своими и с чужими, и с внутренними и с внешними, и с видимыми и с невидимыми. Святой Златоуст говорит: «смотри, как он желает учителю того же самого, чего желает ученикам и народу; потому что и сам учитель, подобно им, имеет нужду в таких благах, и еще тем больше их, чем больше имеет он врагов и чем больше у него случаев прогневать Бога. Чем выше достоинство имеющего священство, тем больше у него и опасностей; ибо и одно исправное прохождение епископства может возвести на небо, и одна неисправность в этом деле может ввергнуть в самую геенну... Таким образом, учитель особенно имеет нужду //в благодати Божией (милости) и мире//. Если он без них будет управлять народом, то он все потеряет и погубит, не имея у себя кормила. Хотя бы он был опытен в управлении, но если не будет иметь этих кормил — //благодати (милости) и мира// — от Бога, то потопит корабль и плывущих». **От Бога Отца и Господа Иисуса Христа Спаса нашего** Желает святой Павел сих благ и даров Титу или потому, что они ниспосылаются, как от Бога Отца, так и от Христа Иисуса Господа и что потому в благодарном исповедании можно относить их все и к Тому и к Другому; или потому, что благодать относится к Отцу, а мир к Сыну» (блаженный Иероним, который читал только: //благодать и мир//). По сему примеру (принимая чтение: **благодать, милость и мир**) можно возносить дары сии и ко всем Лицам Пресвятой Троицы: благодать — к Отцу, милость — к Сыну, мир — к Духу Святому; исповедуя, однако ж, что они ниспосылаются нераздельным действием Триипостасного Бога. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего** **Титу возлюбленному сыну**, не по плотскому рождению, ибо он язычник, а я еврей, - но **по общению веры** Божией, посредством коей я родил тебя от заблуждения к познанию истины. **Благодать** с тобою **и мир от Бога Отца** нашего за все, что ты совершаешь, - **и от Господа Иисуса Христа**, а не чрез Господа **нашего** Иисуса Христа. //**Послание к Титу.**// =====Прп. Икумений Триккский===== **Титу присному чаду по общей вере, благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа Спаса нашего** См. Толкование на [[new:tit:01:01#prp_ikumenij_trikkskij|Тит. 1:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего** Рождение естественное не требует согласия рождаемого; но для рождения по вере требуется согласие и рождающего, и рождаемого. Ибо если слушающий проповедь, хотя проповедующий искренне верует, не с верою приемлет наставления, то не может называться сыном проповедующего, ведь такое родство - сознательное. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Титу, истинному сыну** Сын может быть и не истинный, как блудник христианин, или корыстолюбец: такой сын, хотя и возрожден чрез крещение, но не истинный, потому что недостоин отца. **По общей вере** Назвав Тита сыном и усвоив себе звание отца, апостол снова уменьшает эту честь, говоря: по вере я не имею ничего больше в сравнении с тобой, ибо она общая и ею возродились как я, так и ты. Почему же апостол называет его своим сыном? Или - чтобы показать свою любовь к нему, или - потому, что он сам крестил Тита. Так как у обоих одна и та же вера, они - братья друг другу. А так как Павел крестил Тита, он отец ему. Итак, выражение **по общей вере** означает братство. **По общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего** И этим указывает на братство, когда говорит: **от Бога Отца**, он возбуждает Тита, чтобы тот помнил, чей он сын, именно - Божий. Смотри, как он чего желает простым людям, того же желает епископу и учителю. Ибо ему самому более других нужна благодатная Божия сила, как несущему претяжелые бремена, нужна милость, как такому, которому трудно избегать повинности пред Богом во многом, нужен мир, как поставленному в необходимость быть в столкновениях и вести непрерывную борьбу. Ибо и одно исправное прохождение епископства возводит на небо, и одна неисправность низводит в ад. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего** **Титу, присному чаду** Моему ученику, коего я приобрел возрождением Евангельским. Можно быть «чадом» и не «присным», если кто по возрождении кем-нибудь чрез крещение сделает себя недостойным по причине несоблюдения заповедей своего духовнаго отца. В отношении к детям по плоти близость зависит от природы, и остается без изменения, а в отношении к детям по духу эта близость зависит от произволения, и может изменяться. Назвав Тита «чадом», он далее объясняет, каким образом он – чадо его. **По общей вере** По причине веры, общей у меня, отца твоего, с тобою, сыном моим. По этой именно общности я и усыновил тебя. Я твой учитель, а ты – ученик мой. **Благодать** Да будет к тебе благоволение и заступление **Милость** равным образом и милость. **Мир** Со стороны врагов, неприятелей. Или же мир с Богом и людьми. **От Бога Отца и Господа Иисуса Христа Спаса нашего** Все это да будет тебе от Отца и Сына и Святаго Духа, по Их общности и нераздельности, как я и прежде часто говорил об этом. //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего** **Истинному сыну по общей вере** Именно в вере своей, которая оставалась твердою, несмотря на всяческие испытания, Тит и показал, что он был настоящим духовным сыном апостола Павла, который также отличался твердостью веры [[new:2tim:04:07|(2 Тим. 4:7)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]