[<10>] ====== Толкования на Тит. 1:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 7-8** Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан** Учитель есть врач душ; а врач не наносит ударов, но наносящего удары исправляет и лечит. //**Гомилии на Послание к Титу.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== //Каков должен быть епископ по нравам? (Ст.1,7 - 8)// **Подобает бо епископу без порока быти, якоже Божию строителю: не себе угождающу (не дерзу, не напрасливу), не гневливу, не пиянице, не бийце, не скверностяжательну** **Подобает епископу** Начал речь о пресвитерах, а здесь избираемого называет епископом. Это наводит на мысль, что в начале оба сии слова употреблялись безразлично и были прилагаемы вообще к предстоятелям христианских обществ или старейшинам, поставленным наблюдать за христианскими в них порядками. Но надо полагать, что Апостолы ставили епископов — архиереев, а епископы, когда требовала нужда, ставили пресвитеров — иереев. **Без порока быти**, ανεγκλητον,— то же, что и пред сим: //аще кто непорочен//. «Это общее требование, объемлющее все, что имеет быть сказано: быть без порока есть быть безукоризненным» (Экумений). **Якоже Божию строителю**, οικονομον,— эконому, приставнику. Этим Апостол или дает только особое побуждение к безукоризненности («быть Божиим экономом великое титло и достоинство, почему требует особого внимания и бдительной тщательности» (Экумений)), или указывает новую сторону, с которой епископ особенно должен быть безукоризнен. Прежде сказал, что он должен быть безукоризнен, как семьянин и гражданин; а здесь указывает, что он должен быть таковым в порядке церковной жизни, как Божий строитель, приставник и эконом. Церковь — общество верующих — есть дом Божий. Смотреть за сим домом и наблюдать за должными в нем порядками приставляется епископ. «Бог поставляет его над домом Своим, Божие занимает он место; почему во всех отношениях должен быть точным исполнителем воли Его» (блаженный Феофилакт). В другом месте святой Павел и Апостолов называет экономами Божиими и строителями тайн Его, прибавляя: //а еже ищется в строителех да верен кто обрящется// (ср.: [[new:1kor:04:01|1 Кор. 4:1—2]]). Это уже общий закон для всех Божиих строителей, а в числе их и для епископов, Апостольских наместников. Блаженный Иероним подает мысль, что святой Павел заимствовал сей урок из приточной речи Христа Спасителя о мудром и верном приставнике, поставленном //над челядию даяти во время житомерие// (ср.: [[new:lk:12:42|Лк. 12:42]] и далее); ибо пишет: «что требуется от строителей, это есть: //да верен кто обрящется//, — внушается быть ему не таким, чтобы ел и пил с пьяницами и бил рабов и рабынь, но чтоб, ожидая неизвестного пришествия Божия, раздавал в свое время сорабам своим //житомерие//. Между приставником и прочими то только различие, что он — сораб — поставлен над сорабами своими. Да ведает же епископ и пресвитер, что им вверяется народ, а не рабы». Судя по сему, требуемая Апостолом от епископа безукоризненность в церковном домостроении обязывает его, чтоб не погрешал в питании вверенных ему душ Божественными истинами, в освящении и укреплении их благодатию чрез преподание святых таинств, наипаче в руководстве всех по пути спасения — незаблудному. Вслед за сим, общим, Апостол указывает и частные черты безукоризненности, — которые тоже приводят на мысль помянутую приточную речь Спасителя. — **Не себе угождающу**, μη αυθαδη, — не продерзу, который, увлекаясь своенравием, ставит свой произвол выше всего, не обращая внимания на справедливые желания и нужды управляемых. Славянский перевод перифразирует это слово еще другими двумя: **не дерзу, не напрасливу**. Святой Златоуст говорит: «кто имеет внешнюю гражданскую власть, тот, как управляющий силою закона и по необходимости, справедливо не всегда соображается с желаниями подчиненых; но, кто должен начальствовать над людьми, подчиняющимися ему добровольно и чувствующими благодарность за его управление, тот, если будет поступать во всем только по произволу, будто никому не имеющий давать отчета, сделает свое управление насильственным, — деспотическим». То же предписывает и святой Петр, говоря: //старцы... пасите еже в вас стадо Божие, посещающе (назирающе) не нуждею, но волею и по Бозе... ни яко обладающе причту// (наследию Божию) (см.: [[new:1pet:05:01|1 Пет. 5:1—3]]). **Не гневливу** «Как может, — говорит святой Златоуст, — учить других обуздывать эту страсть тот, кто не научил этому себя самого? Власть поставляет человека во многие обстоятельства, которые делают и весьма кроткого тяжелым и суровым, подавая множество поводов к гневу. Посему, если он наперед не позаботился об укрощении этой страсти, то будет (для подчиненных) крайне тяжелым, повредит и погубит многое в делах своего управления». Прибавим и слова блаженного Иеронима: «гневливый всегда раздражается и, при малом неосторожном слове или какой погрешности, приходит в движение, как лист от ветра. И воистину ничего нет безобразнее ярящегося наставника, который, тогда как должен быть кротким и по следующему слову Писания: //рабу Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учительну, незлобиву, с кротостию наказующу противныя// (ср.: [[new:2tim:02:24|2 Тим 2:24—25]]), выступает, напротив, с грозным видом, с трясущимися губами, с наморщенным лбом и с лицом то бледнеющим, то краснеющим, поражает неистовым криком и погрешивших не к добру влечет, а низвергает своею свирепостию в большее зло. Почему и Соломон говорит: //гнев губит и разумныя// [[old:pr:15:01|(Притч.15:1)]]. А святой Иаков учит, что //гнев мужа правды Божией не соделывает// (ср.: [[new:iak:01:20|Иак. 1:20]])». **Не пиянице**, μη παροινον, — собственно, не шумливым как от вина, не бранчивым и ругательным, придирающимся и с оскорбительными обращающимся словами. Святой Златоуст и говорит: «здесь он разумеет оскорбителя. Епископу следует все делать увещанием, а не порицанием и оскорблением; ибо какая, скажи, необходимость оскорблять? Надобно угрожать геенною и таким образом приводить в страх и трепет. Оскорбляемый же делается более дерзким и презирает оскорбляющего. Ибо ничто так не возбуждает презрения, как оскорбление, которое наносит более бесчестия самому оскорбляющему, лишая его должного уважения. Слово епископа должно быть исполнено великого благочестия, напоминать грешникам о будущем суде и быть чистым всякого оскорбления. Если же кто препятствует ему в исполнении должного, то нужно действовать с полною властию». То же Экумений и Феофилакт, которые перифразируют это слово так; μη παροινον — μη υβριστην. Но блаженный Феодорит под пьяницею разумеет здесь «упивающегося», Так же и блаженным, который пишет: «запрещает также епископу быть любителем вина, что в Послании к Тимофею выражается: //не многу вину внимающим// (ср.: [[new:1tim:03:08|1 Тим. 3:8]]). Каково видеть епископа подвыпившим, когда он или под влиянием приятных чувств смех возвышает и хохочет не в меру, унижая свое достоинство, или, вспомнив о чем-либо скорбном, гудки начинает справлять и плакать. Впрочем, долго перечислять все непристойное, до чего доводит охмеление. И в Ветхом Завете заповедано, чтоб священники, когда приступают службу совершать Богу, не пили вина (см.: [[old:lev:10:09|Лев. 10:9]]). Так же назореи должны были во все дни обета своего воздерживаться от вина и сикера и от всего, что делается от грозд винных, потому что это лишает ум свойственного ему здравомыслия (см.: [[old:chis:06:03|Чис. 6:3]]). Пусть говорят, что кто хочет; я же по совести свидетельствую, что нарушение воздержания в сем не обходится без вреда, тогда как соблюдение его всегда полезно». **Не бийце** — ни телесно, ни душевно, «ни руками не наносящим побоев и ран, ни словами горькими и ожесточительными (не разящим душ)» (блаженный Феофилакт). «Не биющим совести немощных братий» (Экумений). «Ибо учитель есть врач душ; а врач не наносит ударов, но наносящего удары исправляет и врачует» (святой Златоуст). Блаженный Иероним, тоже совмещая и телесное и душевное биение, говорит: «после запрещения винолюбия повелевает еще — и не быть бийцею. Это и просто можно разуметь, как внушение — не давать воли рукам и не бросаться, подобно безумному, на другого, чтоб нанесть побои. Но лучше не бийцею назвать нам того, кто кроток и терпелив, знает, когда что сказать и когда помолчать, чтоб неуместною речью не поражать совести немощных. Апостол, начертывая образ доброго предстоятеля Церкви, не то, надо полагать, запрещает, чтоб он не был драчуном,— что и в простом народе, даже языческом, не одобряется; но то, как я сказал, чтоб неуместною бранчивостию не губил того, кого можно исправить и спасти кротостию и тихостию». Блаженный Феодорит особую указывает при сем сторону дела, под бийцею разумея «не по разуму налагающего наказания». **Не скверностяжателъну** Сим не только запрещается епископу неправедными средствами стяжание, но вообще всякое искание и желание прибыточества считается срамным в лице епископа, Сказывает Апостол, что он должен быть совершенно «нестяжателен» (Экумений), — «показывать полное презрение к богатству» (святой Златоуст). В епископе всякая стяжательность, даже и праведная, срамна (блаженный Феофилакт). И не только срамна, но и крайне вредна для дел епископства: ибо ничто так не кривит правого течения дел, как ожидание, желание и искание прибытка. Блаженный Иероним пишет: «также и желание скверноприбыточества должно быть чуждо того, кто имеет быть епископом. По Соломону, //лучше малое приятие с правдою, нежели многая жита с неправдою// (ср.: [[old:pr:15:29|Притч. 15:29]]); и: //лучше имя доброе, неже богатство много// [[old:pr:22:01|(Притч. 22:1)]]. Епископ, желающий подражать Апостолу, имея пищу и одеяние, сими доволен должен быть (см.: [[new:1tim:06:08|1 Тим. 6:8]]). Служащие алтарю от алтаря пусть и живут (см.: [[new:1kor:09:13|1 Кор. 9:13]]), — живут, говорит, а не богатятся. Почему и медь при поясе для нас не полагается, и одною ризою должны мы довольствоваться и не заботиться о завтрашнем дне (см.: [[new:mf:10:start|Мф. 10]]; [[new:mk:06:start|Мк. 6]]). Желание скверностяжания и есть забота более чем о настоящем». **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 7-8** Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан** Поступает не по произволу души своей, но по совету тех, кои с ним находятся. И любит он не из-за благ (временных), но все благое. И сохраняешь святость, коей сподобился в крещении. //**Послание к Титу.**// =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 7-9 **Подобает бо епископу без порока быти, якоже Божию строителю; не себе угождающу, не гневливу, не пиянице, не бийце, не скверностяжательну: но страннолюбиву, благолюбцу, целомудренну, праведну, преподобну, воздержательну: держащемуся вернаго словесе по учению, да силен будет и утешати во здравем учении, и противящыяся обличати** **Без порока быти**, т.е. быть безукоризненным, это общее требование, обнимающее собою все, что будет затем сказано. – **Якоже Божию строителю**. Велико достоинство, необходима и великая бдительность. - **Не себе угождающу** (μὴ αὐθάδη – не дерзким). Кто не может господствовать над собою, каким образом будет господствовать над другими? - **Не пиянице** (μὴ πάροινον) не наглым, не обидчиком, – **не бийце**, не поражающим совести братий, – **не скверностяжательну**, вовсе не стяжательным, потому что всякое стяжание, хотя бы оно и казалось справедливым, для епископа – скверно, – **преподобну**, чистым от страстей, – **воздержательну**, не только относительно пищи, но и относительно всякой страсти, – **держащемуся вернаго словесе**, т.е. или истинного, или преподаваемого верою, а не соображениями разума; поэтому-то Апостол и прибавил: **по учению**, показывая этим, что и без внешней мудрости можно учить. Не умственные доказательства нужны здесь, как бы говорит он, а наставление и польза. - **Да силен будет и утешати во здравем учении**. Это будет зависеть и от его благоразумия, и от познания священного Писания; **здравое** же **учение** есть то, которое учит и догматам истинным, и жизни правой. - **И противящыяся обличати**. Кто не знает, как бороться с врагами и пленять всякий разум в послушание Христово, тот не сделает ничего из того, что должно. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 7-8** Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан** [То есть] не легко поднимает руку для удара. //**Комментарий на Послание к Титу.**// ---- Что священник должен избегать любостяжательности, этому научает и Самуил, свидетельствуя перед народом, что он ни у кого ничего не брал, и нищета апостолов, которые, получая от братии средства к содержанию, хвалились, что, кроме пищи и одежды, они ничего другого не имеют и не желают. //**Послания.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 7-8** Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан** Из этого ясно, что апостол пресвитеров назвал епископами; ибо, сказав: //и поставил по всем городам пресвитеров// [[new:tit:01:05|(Тит 1:5)]], присовокупил: **епископ должен быть непорочен**. В каждом же городе обычно много пресвитеров, а не епископов. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель** Как он может быть беспорочен, если у него неверующие и невоспитанные дети? Бог поставил его над домом Своим, Божие занимает он место; поэтому во всех отношениях должен быть точным исполнителем воли Его. **Не дерзок (μη αυθάδη)** Гражданские начальники властвуют над подчиненными силой закона, посему могут проявлять дерзость и самолюбие. Епископ же управляет добровольно подчиненными ему, и он не должен доходить до такой дерзости, чтобы поступать самовластно, самовольно и не спрашивая мнения своих подчиненных; ибо это будет насильственно. **Не гневлив** За самолюбием необходимо следует гневливость, от которой также, само собой, следовательно, епископ должен воздерживаться. Ибо как он научит других обуздывать эту страсть, если не научил этому самого себя? **Не пьяница** То есть оскорбитель. Какая необходимость оскорблять? Непокорных следует приводить в страх геенной, а не оскорблять. **Не бийца** Ни руками не наносящим побоев, ни словами горькими и ожесточительными. Ибо он врач. А врач скорее врачует раны, но не наносит их сам. **Не корыстолюбец** То есть показывающий великое презрение к богатству. В епископе всякая стяжательность, даже и праведная, срамна. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Евфимий Зигабен ===== ** Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец** **Подобает бо епископу без порока быти** Быть безукоризненным, особенно в отношении явнаго преступления. **Яко же Божию строителю** Дом Божий есть собрание верующих, а строитель в нем тот, кому вверено попечение о нем. **Не себе угождающу** Не должен быть самолюбивым, или безстыдным. **Не гневливу** Не должен быстро возбуждаться гневом, напротив должен быть чужд гнева. **Не пиянице** Не должен быть многопийцею, не должен иметь склонности к вину. **Не бийце** Вообще не должен поражать словом, никого не должен оскорблять, но может по временам пользоваться для увещания словом легкой укоризны. Поражать же рукою недостойно даже и верных, а тем более епископа. **Не скверностяжательну** Разумеется занятие корчемством и вообще постыдная корысть. //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8** Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан** **Ибо епископ** То же самое лицо, которое в пятом стихе названо пресвитером, здесь называется епископом. Отсюда видно, что здесь выражение **епископ** обозначает не высшую иерархическую степень священнослужения, а просто деятельность всякого пресвитера, который должен был наблюдать (episkopein) за церковной общиной, ему порученной, как епископы - например, Тимофей или Тит, - наблюдали за целыми церквами, состоявшими из многих церковных общин. Остальное см. в Толковании на [[new:1tim:03:03|1 Тим. III:3]] и сл. //**Толковая Библия.**// [<10>]