[<10>] ====== Толкования на Тит. 2:7 ====== ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность** См. Толкование на [[new:tit:02:05#svt_ilarij_piktavijskij|Тит. 2:5]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== //Напоминание, чтоб учащий сам во всем был образцовым (Ст. 2,7-8)// Учи, говорит; но, конечно, не затем, чтоб только знали, а наипаче для того, чтоб и жили сообразно с учением. Как в сем отношении самое лучшее побуждение и указание есть пример учащего, то Апостол и прилагает: Ст. 7-8 **О всем же сам себе подавая образ добрых дел, во учении независтное, честность, нетление, слово здравое, незазорное: да противный посрамится, ничтоже имея глаголати о нас упорно** Две образцовости представлять в себе заповедует Апостол святому Титу: образцовость в жизни и образцовость в учительстве; так что все сказанное можно выразить коротко так: но, главное, будь сам образцом во всем, – и в жизни, и в учительстве. Образцовость в жизни являема бывает богатством добрых дел: сам себя представляй образом добрых дел. «Пусть, говорит, старшие женщины научают младших, а сам ты поучай молодых людей целомудрию; для всех же пусть будет общим училищем и образцом добродетели твоя светлая жизнь, открытая всем, как бы какое первоначальное изображение, заключающее в себе все добродетели и легко представляющее примеры для всех, желающих научиться чему-либо доброму» (святой Златоуст). «Образцом предлагаемых тобою учений да будет жизнь; потому что слово, свидетельствуемое делами, делается достойным вероятия» (блаженный Феодорит). «Как должно делать то, чему учит слово, пусть показывает пример жизни» (Амвросиаст). «Для учащего никакой нет пользы – стяжать навык в научении и натереть язык в говорении, если он не будет учить более примером, чем словом. Если нецеломудренный станет убеждать слушателей к целомудрию, слово его будет слабо и бездейственно, как бы ни был он красноречив. Напротив, если он сам чист и целомудрен, то, хотя бы он был невежда в слове и косен глаголати, примером своим побудит их к преуспеянию в сей добродетели чрез подражание ему» (блаженный Иероним). Образцовость в учительстве представлять учит Апостол и расположениями, с какими следует преподавать учение, и содержанием его. Образцовые расположения в деле учения определяются словами: **независтное, честность, нетление**. – **Независтное**, αδιαφθοριαν – у иных: αφθοριαν, – у некоторых: αφθονιαν. Последнее дало повод перевесть по-славянски: **независтное**. Независтный, например, источник значит: для всех достаточный, ни для кого не закрытый, бери всякий и сколько хочешь. Независтность в учении будет: всем и всё преподать, не так, чтоб одно преподать, а другое удержать или одним преподать все, а другим часть, – а всем всё, подражая святому Павлу, который ефесянам говорил, что не обинуясь преподал им всю волю Божию. В этом значении независтность будет то же, что: **целость**, — как значится и в славянском под чертою, то есть для целого общества и целый корпус учения преподавай. Ибо διαφθειρειν одежду, например, значит: разодрать на части. Всячески слову: αδιαφθοριαν – надо давать особое значение, отличное от: αφθαρσιαν, – которое стоит чрез слово. Лучше всего положить, что Апостол внушает: в учении преподавай всем всё, являй себя полным источником учения, преизливающимся, жаждущим поделиться со всеми, чем полно сердце, от преизбытка коего и уста говорят, как и Спаситель сказал об учителях: //всяк книжник научився Царствию Небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая// [[new:mf:13:52|(Мф. 13:52)]]. И не преимущественно ли надо видеть здесь указание на эту жажду учения, или неудержимое желание изливаться в слове от полноты ведения Божия, полным сердцем содержимого и любимого? **Честность**, σεμνοτητα, – в учении являет учитель, когда преподает учение благоговейно, как бы пред Богом во Христе глаголя, и почтительно к слушающим, обращая к ним слово не как начальник к подчиненным, а как доброжелательный отец к детям (см.: Экумений), с кротостию и любовию. Это требует, чтобы в самом образе выражений речь поучающая соблюдала строгую важность сообразно с предметом, при всей простоте, требуемой необходимостию приспособляться к понятиям слушающих, – чтоб не было ни напыщенности, ни низости и пошлости, ни шуточных оборотов, ни утонченности, обычной в суетных мудрованиях, или, – как пишет блаженный Феофилакт, – «чтоб не было ничего юношеского, могущего рассеять неразумных и подвигнуть на смех, но чтоб все было благочестно, важно и достойно Бога». **Нетление** – в учении прямо подает ту мысль, что в нем не должны быть допускаемы не только ложь, но и суемудрые предположения, растлевающие слово истины. Но как эта мысль содержится в следующих словах: **слово здравое и незазорное**, – то здесь под нетлением лучше разуметь нерастленное, не поврежденное страстями, расположение духа, с каким надлежит преподавать учение, чтоб не было при сем ни тщеславия, ни скверноприбыточества, ни других каких земных побуждений. Образцовое содержание учения определяют слова: **слово здравое, незазорное**. – **Слово здравое** – есть, которое назидает, да //здравствуют// слушающие //в вере// и твердыми пребывают //в здравом учении// (ср.: [[new:tit:01:13|1:13;]] [[new:tit:01:09|9]]). Как тело здоровое есть то, которое, будучи неповрежденно ни в какой части, живет полною, свойственною ему жизнию, так и слово учительное здравое есть то, которое предлагает учение, неповрежденное ни в какой части и содержащее все, что предназначено ему содержать, по намерению Того, Кто ниспослал на землю сие слово истины. Такое слово и насаждает, и напаяет, и возращает веру здравую и учение здравое, догматическое (см.: Экумений). Слово **незазорное**, ακαταγνωστον, – то, которого ни в чем укорить нельзя, которое исправно во всех отношениях и имеет все, что иметь ему следует, по предложенным выше требованиям от него. «**Слово здравое** и **незазорное** есть слово православное, не содержащее ничего укорного» (блаженный Феофилакт). Эту безукоризненность слова можно почесть чертою, совмещающею в себе все требуемые от него совершенства, об украшении коими слова должно простирать ревность до того, чтоб даже враг **противный**, – зорко следящий за ним и злобно подсматривающий, чтоб открыть в нем что-либо худое, остался посрамленным в сем покушении, **ничтоже имея глаголати о нас укорно**. Святой Златоуст говорит: «противным Апостол называет диавола и всякого, кто ему служит. Когда и жизнь (учителя) светла, и учение соответствует ей, когда оно скромно, кротко, снисходительно и не подает противникам никакого повода к осуждению, то бывает великая и неизреченная польза. Посему весьма нужно служение слова, слова не какого-нибудь, но искусного и безукоризненного, которое не подавало бы никакого повода к нареканию желающим этого». Блаженный Иероним прилагает такое пояснение: «требуя слова незазорного, Апостол не того хочет, чтоб учитель так являл себя искусным в слове и так мудрым в жизни, чтоб ни от кого не терпел укора (были укоряемы и Апостолы, и Евангелисты от еретиков и язычников), но того, чтоб он ничего не говорил и не делал достойного порицания и укорения, хотя бы враги тщательно старались найти в нем что-либо такое, – хочет, чтоб враги, святостию жизни и учения будучи поражены, смелости не имели осуждать или сплетать что-либо правдоподобное к укорению. Пример сему показал сам Апостол, ибо говорит о своем образе действования: //да отсеку вину хотящим вины// [[new:2kor:11:12|(2 Кор. 11:12)]]». **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 7-8 **Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого** Себя представляй образцем не одного какого-либо частного вида добра, но всех **добрых дел**, – в учении – чрез доброе твое гостеприимство, подобно тому как я, например, никогда ничего не пожелал. Также в скромности и в слове здравом чрез да и нет. И безукоризнен будь пред теми, коих будешь учить, чтобы чужой и **противник** наш, хотя бы и желал сказать о нас что-либо дурное, однако **посрамился бы** пред слушателями своими, когда не мог бы сказать о нас никакого дурного слова. //**Послание к Титу.**// =====Прп. Икумений Триккский===== **О всем сам себе подавая образ добрых дел, во учении независтное, честность, нетление** См. Толкование на [[new:tit:02:06#prp_ikumenij_trikkskij|Тит. 2:6]] ===== Прп. Ортисий Тавеннский ===== **Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность** См. Толкование на [[new:tit:02:05#prp_ortisij_tavennskij|Тит. 2:5]] ===== Блж. Августин ===== **Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность** См. Толкование на [[new:tit:02:05#blzh_avgustin|Тит. 2:5]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Во всем показывай в себе образец добрых дел** Пусть старшие женщины поучают младших, а сам ты поучай юношей. Однако ж общим училищем и образцом добродетели пусть будет твоя светлая жизнь, как бы какое первоначальное изображение, поставленное на виду у всех, желающих научиться чему-нибудь доброму в ней. **в учительстве чистоту** Это выражение зависит от общего: **показывай**. Чтобы то, чему ты учишь, не было, говорит, порочно и ложно, но здраво и имело правильный смысл. **степенность** Чтобы учение не имело ничего юношеского и смущающего неразумных, но чтобы все было благочестно и достойно Бога. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность** **О всем же сам себе подавая образ добрых дел** Во всех делах представляя собою пример и первообраз добродетели. Или: «о всем» значит: по отношению ко всякому человеку. Пусть, говорит он, жизнь твоя будет выставлена на вид, как бы некоторое изображение, заключающее в себе все прекрасное, так чтобы, взирая на него, желающие могли делать для себя снимки с него и напечатлевать в себе самих разные виды добродетели. **Во учении независтное** Т. е. показывая в учении безукоризненность, скромность. «Скромностию» называет общедоступность и невысокомерность: учитель должен вести беседу свою не так, как обыкновенно говорит начальник с подчиненными, а кротко, как отец с детьми. **Честность** Благопристойность. Как к этому слову, так и к последующим одинаково относится слово: «**подавая**». //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого** Тит должен сам подавать пример нравственно доброй жизни. //**Толковая Библия.**// [<10>]