[<10>] ====== Толкования на Тит. 2:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков** Здесь апостол указывает на два явления Христа, и подлинно их два - первое благодатное, а второе для воздаяния и правосудия. //**Гомилии на Послание к Титу.**// ---- Итак, когда слышишь, как пророки предсказывают и предвозвещают, что люди уже не будут принуждены собираться отовсюду в один город и в одно место, но каждый будет служить Богу, находясь дома, - то к какому другому времени можешь ты отнести это, как не к настоящему? Послушай, как и Евангелие, и апостол согласны с пророком Софонией. Пророк сказал: //явится Господь// [[old:sof:02:11|(Соф 2:11)]]; апостол говорит: **Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас**. Тот сказал - //народам// [[old:sof:03:09|(Соф 3:9)]]; этот говорит - **для всех человеков**. Тот сказал: //истребит всех богов земли// [[old:sof:02:11|(Соф 2:11)]]; этот - //научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно и праведно... жили// [[new:tit:02:12|(Тит 2:12)]]. //**Против иудеев.**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков** Кто не знает, как все части вселенной наполняла демонская прелесть посредством идолопоклонства, возобладав людской жизнью? Как для всех народов мира стало законом в идолах служить демонам жертвоприношением животных и возложением мерзостей на жертвенники? Но с тех пор, как, по слову апостола, **явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков**, пришедшая в естестве человеческом, все, как дым, обратилось в ничто. //**Большое огласительное слово.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков** Тот, //Кто родился от жены// [[new:gal:04:04|(Гал 4:4)]] и в //подобии плоти греха// [[new:rim:08:03|(Рим 8:3)]], ради нас стал как мы и в то же время - выше нас, поскольку Он постигается мыслью как Бог... Один и Тот же ведь был Бог и человек. Я не знаю, как они [еретики] расхищают это священное и удивительнейшее домостроительство Единородного. Они связывают с Ним [Богом] человека [Иисуса] через «отношение», почитаемого пренебрежительно внешним образом и просиявающего чужой славой, то есть не истинно Бога, но общника Бога и причастника, а значит - ложно именуемого Сыном и спасаемого Спасителя, искупаемого Искупителя, что противоречит тому, что написал блаженный Павел. //**О том,что един Христос.**// ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков** И эти два пришествия Павел в письме Титу изображает такими словами: **Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков**, //научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа// [[new:tit:02:12|(Тит 2:11-13)]]. Видишь: он говорит и о первом пришествии, за которое благодарит, и о втором, которого ожидаем. ...Итак, придет с небес Господь наш Иисус Христос, придет со славою при скончании мира сего, в последний день. //**Огласительные слова для просвещаемых.**// ===== Свт. Лев Великий ===== **Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков** Посему, о возлюбленные, при явлении благодати в нас излились столькие богатства Божественной благости. Нам не только служила польза предшествующих примеров, которыми люди призываются к вечности, но явилась Сама Истина - видимая и телесная, и потому мы должны праздновать день Рождества Господа не в ленивой или плотской радости. //**Проповеди.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== //Внушение, что затем и все домостроительство спасения во Христе Иисусе, чтоб верующие делались ревнителями добрых дел (С. 2,11 – 15)// **Явися бо благодать Божия, спасительная всем человеком** Прочитавши все доселе сказанное Апостолом, иной мог спросить, чего ради так много заботиться о рабах, когда об них мало кто думает? А другой мог подумать, чего ради заповедуешь учить все только тому, как жить: будто только и предметов? Апостол отвечает: о рабах забочусь потому, что благодать Божия спасительная явилась всем человекам, не исключая и рабов; а повелеваю учить наипаче тому, как жить, потому, что сия спасительная благодать, всех объемлющая, затем и явилась, чтоб сделать нас ревнителями добрых дел, научив жить целомудренно, благочестно и праведно. Первый ответ содержится в настоящем стихе, а второй — в последующих за ним. Святой Златоуст поставляет настоящий стих в прямую связь с предыдущим наставлением рабам: «заповедав рабам иметь великую добродетель, — ибо подлинно великая добродетель - украшать во всем учение Бога и Спаса нашего, не подавая господам никакого повода к неудовольствию, даже в маловажных делах, — Апостол приводит и справедливую причину, почему рабы должны быть такими. Какую же причину? **Явися бо**, говорит он, **благодать Божия, спасительная всем человеком**». — **Благодать Божия** — это домостроительство спасения в Господе Иисусе Христе, — что Сын Божий воплотился, пострадал, умер, воскрес, вознесся на небо и Духа Святаго ниспослал, Который чрез Апостолов устроил Церковь Божию на земле, в которую всякому открыт вход: приходи, принимай учение верою, освящайся таинствами и затем живи свято под руководством пастырей, — раб ли ты, или свободный. «Для сего-то и воплотился Единородный Сын Божий, — пишет блаженный Феодорит, — чтобы всех людей, и господ, и слуг, сподобить спасения, уготовив их к тому, чтоб вместе с злочестием оставили и беззаконную жизнь». «У нас нет никакого различения раба и свободного, грека и варвара, обрезанного и необрезанного, женского пола и мужеского; но все мы едино есмы во Христе, все к единому призваны Царству, примирены быв с Богом Отцом, не своими заслугами, но благодатию Спасителя нашего - Христа Господа, Который есть присноживая благодать, выну (всегда) ходатайственно предстоящая о нас пред лицеем Отца» (блаженный Иероним). Но можно, отвлекши внимание от рабов, видеть в сих словах Апостола общее всем христианам побуждение к тому, чтобы прекрасным житием ревностно украшать учение Спасителя нашего Бога. Так делает святой Златоуст, который, приведши предыдущие слова, прибавил: «подлинно, те, которые имеют учителем своим Бога и получили отпущение грехов бесчисленных, как могут не быть такими, какими я теперь изобразил их (разумеется — в предыдущих заповедях Апостола разным лицам)? Вы знаете, что немало пристыждает (стыдиться заставляет недолжного) и вразумляет душу, между прочим, и то, что она, быв виновна в бесчисленных грехах, не подверглась наказанию, но получила прощение и бесчисленные блага. Если бы кто-нибудь, имея раба, провинившегося множество раз, не наказал его ремнями, но даровал бы ему прощение и почтил его великими дарами, потребовав только от него исправности на будущее время и приказав остерегаться от тех же проступков; то, скажи мне, ужели бы не постарался быть исправным получивший такую милость? Впрочем, не подумай, будто благодать состоит не только в прощении прежних грехов, но и на будущее время делает нас безопасными (от наказания), хотя и это зависит от благодати. Если бы она избавляла делающих зло от наказания навсегда, то она была бы не благодатию, а некоторым поводом к развращению и погибели». — Познание великой благодати во Христе Иисусе не расслабляет, а в напряжение приводит нравственные силы верующих; ибо существо благодати есть — делать нас нравственно во всем исправными, — как и сказывают следующие за сим слова. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 11-13 **Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа** **Ибо явилась благодать спасения Божия всем людям**, то есть возвещена истина Иудеям и язычникам, господам и рабам, - **наставляющая нас** всех вообще, **чтобы мы отвергли нечестие**, которое совершали, **и мирские помыслы**, в коих вращались, - и **жили в сем веке** не так, как жили некогда, но **целомудренно**, чтобы никто не взирал на жену ближнего своего с лукавыми мыслями (ср. [[new:mf:05:28|Мф. 5:28]]), и праведно, чтобы не желал владений ближнего, - и **благочестиво**, в святости воспринятой нами в крещении. А также в правде, то есть в подаяниях, щедро уделяемых нами нуждающимся, не рассчитывая получить за них вознаграждение здесь, но только **ожидая** получить **блаженство надежды и** сретить **явление** пришествия **славы Великаго Бога**. Это тоже, что сказал Моисей: //Бог Великий и Страшный// [[old:vtor:10:17|(Втор. 10:17)]], - или же разумеется откровение великой славы Бога, ибо не Отец должен открыться в тот день, но Сын. Если же пришествие разумеется Сына, а не Отца, то назвал Апостол великим откровение, а не Бога. Но допущена была ошибка переписчиками, отнесшими к Богу то, что Апостол везде употреблял о дне откровения, говоря так: **великой славы Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа**. //**Послание к Титу.**// =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 11-14 **Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце: ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иucyca Христа: иже дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония, и очистит Себе люди избранны, ревнители добрым делом** Затем Апостол указывает и причину, почему рабы должны быть именно такими по отношению к своим господам. **Явилась**, говорит он, **благодать Божия, научающая нас**. Если мы имеем своим учителем Бога, то каким образом мы можем не делать того, чего требует Его учение? - **Наказующи нас, да отвергшеся**. **Явление** Спасителя нашего Бога, или пришествие Его во плоти, не только освободило нас от прежних грехов, но внушило нам твердую надежду и на будущее время. - **Отвергшеся**, совершенно удалившись, **нечестия**, ложных догматов, **и мирских похотей** как душевных, так и телесных, – одним словом того, что не может перейти с нами на небо. - **Целомудренно**. Это слово указывает на воздержание не только от любви ко всему плотскому, но и от всякой страсти. - **Праведно и благочестно поживем в нынешнем веце**. Этот **век** есть **век** подвигов, а будущий – воздаяния. - **Ждуще блаженнаго упования**. А вот и награда, так как нет большего блаженства, как это **явление**. - **И явления славы**. Второе пришествие будет **во славе**, как первое было в уничижении. **Великаго Бога и Спаса нашего Ииcyca Христа**. Где же теперь изобретатели нечестивых догматов, утверждающие, что **Иисус Христос** – не Бог, или что Он меньше Отца? В этом месте Апостол ясно исповедует **Иисуса Христа великим Богом**, причем называет Его **великим** не для различия Его от какого-либо малого бога, – нисколько, но называет Его безусловно **великим**, – таким, больше которого ничего уже нельзя и представить. - **Очистит себе люди избранны**, т. е. совершенно отдельные, по преимуществу возлюбленные, не имеющие ничего общего с остальными. - **Ревнители добрым делом**. Видишь ли, что необходимо и наше участие? **Ревнители**, т.е. с великою готовностью идущие к добродетели. Освободить нас от прежних грехов было делом Его человеколюбия, а совершение добродетели в настоящее время есть дело и Его, и наше. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков** Слава Богу, даровавшему нам спасительную благодать Свою. Если дана нам спасительная благодать, то, по милости Божией, и спасемся. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков** Так как апостол много великого потребовал от рабов, - разумею именно то, чтобы они украшали учение Господа своею добродетельной жизнью, - то теперь показывает, почему справедливо он требует от них таких высоких качеств. Ибо и для них также явилась благодать, хотя они рабы. **Для всех**, говорит, **человеков**. И им даровал Господь очищение многих грехов, и они должны жить прочее время во славу своего Благодетеля. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 11-12 **Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке** **Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком. Наказующи нас** Под «благодатию Божиею» здесь Апостол разумеет Христа, как даровавшаго виновным отпущение прегрешений и удостоившаго их даров духовных; и таким образом по истине служащаго (для них) благодатию и благодеянием и «**всем человеком**», повинующимся заповедям Его, даровавшаго спасение. Итак, явился Христос не для того, чтобы внести какой-либо безпорядок или (прощая грехи) оставить людей не наученными, напротив, чтобы научить их, как должно жить сообразно с законом, и, вообще, сделать их лучшими. **Да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце** Под «нечестием» Апостол дает разуметь нечестивое учение Эллинов о своих богах, и вообще все, что только говорили они нечестиваго и недостойнаго о делах божеских и человеческих. Под «похотями мирскими» подразумевает порочную жизнь. Так мирския похоти суть: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие и другия от них происходящия страсти. Словом, «мирския похоти» – все то, что вещественно, что ограничивается настоящим миром и прекращается вместе с настоящею жизнию. Что же значит: «**целомудренно**?» – Значит: не только воздерживая себя от противозаконнаго плотскаго общения, но и самыя мысли свои сохраняя от всякой страсти, от всякаго греха. Слово «**праведно**» употреблено вместо «добродетельно». Это слово служит пояснением предыдущаго слова «**целомудренно**» а само поясняется следующим за ним: «**благочестно**». Далее указывает и награду за такие добродетельные подвиги. //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-14 **Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам** Побуждением для всех христиан вести добрую жизнь должно служить сознание того, что Бог даровал людям Свою освящающую благодать, с которою им уже легко избегать грехов. Благодать Божия, явившаяся во Христе, подобна солнцу (έπεφάνη в [[new:act:27:20|Деян 27:20]] прямо употребляется о явлении солнца или звезд) осветила пребывавший в непроглядной тьме мир и, как солнце, повсюду разливает жизнь, дает человеку силы для духовного развития, спасает всех людей, где бы они ни находились. Отсюда следует, что также Критяне могут и должны ею воспользоваться для освящения своей жизни. Она, подобно педагогу// (научающая нас),// отучает нас от нечестивой жизни и ее удовольствий и утверждает в благочестии, причем, однако, и мы должны помогать ей с своей стороны в этом деле //(чтобы мы жили)//. В этой благочестивой жизни должна укреплять нас надежда на пришествие нашей великой Надежды, т. е. Иисуса Христа. Апостол называет эту надежду //блаженною// потому, что Христос, Которого ожидают христиане, имеет блаженство в высшей мере (ср. [[new:1tim:06:15|1 Тим. VI:15]]). Под явлением (13 ст.) разумеется второе пришествие Христа (ср. [[new:1tim:06:14|1 Тим. VI:14]] и [[new:2tim:04:01|2 Тим. IV:1, 8]]) - //Великого Бога и Спасители нашего Иисуса Христа.// В греческом тексте перед соответствующими этим выражениям словами μεγ. Θ. και σωτ. поставлен артикль τοῦ, а после них местоимение ἡμῶν. Из этого необходимо заключить, что выражение// "Великий Бог и Спаситель Иисус Христос"// обозначает одно и то же лицо, т. е. Христа. Это место, таким образом, служит свидетельством о том, что апостол Павел признавал Христа Богом. **Дал себя за нас,** т. е. на смерть для нашего блага, для нашего спасения (ύπέρ). **Народ особенный** Выражение это напоминает собою место из книги [[old:ish:19:05|Исход XIX:5]] и cл. Напоминанием о том, что Христос предал Самого Себя, чтобы освободить нас от грехов, Тит еще более будет обязывать христиан к тому, чтобы они вели святую жизнь: не должны же они допускать того, чтобы великая жертва Христова осталась для них бесплодною. //**Толковая Библия.**// [<10>]