[<10>] ====== Толкования на Тит. 2:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа** Павел говорит: //От них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный вовеки, аминь// [[new:rim:09:05|(Рим 9:5)]]; и еще: //никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога// [[new:ef:05:05|(Еф 5:5)]]; и еще: **явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа**. Так же называет Его и Иоанн, изрекая: //В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог// [[new:in:01:01|(Ин 1:1)]]. //**О непостижимой природе Бога.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа** Посему и общий Наставник жизни, великий Учитель, Дух истины, премудро и благоискусно предложил наперед награды, чтобы мы, простирая взор далее тех трудов, которые с нами сейчас, поспешали мыслью насладиться вечными благами. //Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых// [[old:ps:001:01|(Пс 1:1)]]. Итак, есть истинное благо, которое в собственном и первоначальном смысле следует назвать блаженным; и это есть Бог. Почему и Павел, намереваясь упомянуть о Христе, говорит: //по явлению блаженного Бога и Спаса нашего Иисуса Христа// [[new:1tim:01:11|(1 Тим 1:11)]]. Ибо подлинно блаженно это неточное Добро, к Которому все обращено, Которого все желает, это неизменяемое Естество, это владычественное Достоинство, эта безмятежная Жизнь, это безначальное Состояние, в Котором нет перемен, Которого не касаются превратности, этот приснотекущий Источник, эта неоскудевающая Благодать, это неистощимое Сокровище. //**Гомилии на Псалмы.**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== **ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа** Мне кажется, что девственная жизнь есть некоторый образ блаженной жизни в будущем веке, заключая в себе много признаков тех благ, которые, как надеемся, отложены нам. Истину сказанного можно видеть, если исследуем это подробно. Во-первых, умерший совершенно греху живет только уже для Бога и не приносит более плодов смерти; но, полагая, сколь возможно, конец плотской жизни, **ожидает** затем **блаженной награды и явления... великого Бога** , не полагая никакого промежутка между собою и пришествием Божиим через произведение посредствующих поколений. Потом, в настоящей жизни, он пользуется превосходнейшим из благ по воскресении; ибо если праведным после воскресения обещана Господом жизнь равноангельная, а ангельскому естеству свойственно безбрачие, то обещанные блага уже получит тот, кто приобщается светлостям святых и непорочною жизнью подражает чистоте бесплотных. //**О девстве.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа** **Блаженное упование** есть упование блаженства в Царстве Небесном. Оно благодатию Божиею вселяется в сердце истинно верующего в самом действии призвания и нового рождения в купели крещения. Рожденный здесь от Духа есть чадо Божие и таким себя сознает и чувствует во глубине сердца. Чувствуя же себя таким, чувствует, что Божий есть, и все Божие своим имеет, и прямой есть наследник Божий. //Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия. Аще жe чада, и наследницы: наследницы убо Богу, сонаследницы же Христу// (ср.: [[new:rim:08:16|Рим. 8:16–17]]). Таким образом, блаженное упование или упование блаженства вечного есть неотъемлемая черта во внутреннем настроении истинных христиан, и они пребывают на земле **ждуще** его — не как неопределенного чего-то и не с колебанием каким-либо: может быть, будет, а может быть, и нет, — но так, как ждет кто прибытия дорогого лица, которое уже идет, приближается, уже слышны шаги его. — Почему христианину, который не носит в сердце такого чаяния, надлежит поскорее рассудить, чего ради так, и поспешить восстановить сию существенную черту во внутреннем строе своем. Без упования человеку жить нельзя; но их два: одно в веце сем, а другое — в будущем. О первом сказал Апостол: //аще в животе сем точию уповающе есмы, окаяннейшии всех человек есмы// (ср.: [[new:1kor:15:19|1 Кор. 15:19]]). А о втором: //наше житие на небесех есть// (ср.: [[new:fil:03:20|Флп. 3:20]]). Следовательно, первому не должно быть у нас места; второе же одно должно господствовать в нас, да пребывает //живот наш сокровен со Христом в Боге// (ср.: [[new:kol:03:03|Кол. 3:3]]). Ибо нет слов для изображения того, что ожидает на небе истинно верующих и верных вере. «Всякий ум превышают будущие блага» (святой Златоуст). **Явление славы великого Бога нашего Иисуса Христа** есть второе Его пришествие, когда явится Он во славе и по суде откроет вечное Царство Свое во всем его неизреченном величии и светлости. Тотчас по смерти верные вступают в преддверие сего Царства, которое и само исполняет неизреченного блаженства. Полное же их ублажение последует по воскресении. Но если это ублажает, сколь блаженно то — последнее? Знают сие блаженные и желательно ждут явления во славе Христа Господа, умеряя сие желание разве благожеланием к живущим на земле, чтобы все предопределенные успели пройти приготовительный к тому курс. **Спасителя нашего Иисуса Христа** назвал Апостол Богом, и Богом великим. «Где те, — взывает святой Златоуст, — которые говорят, будто Сын меньше Отца? **Великого**, говорит, **Бога и Спаса нашего Иисуса Христа**. Когда называет он Его Богом великим, то называет великим не по отношению к чему-нибудь, но безусловно великим, — Таким, после Которого уже никто не велик, потому что всякий другой велик только относительно; если же относительно, то велик по сравнению, а не по природе; Он же велик без сравнения». Пишет и блаженный Иероним: «где «змий-Арий? Где уж-Евномий? Великим Богом именуется Иисус Христос Спаситель, Перворожденный //всея твари//, не Слово Божие и Премудрость, но Иисус Христос; каковые слова совмещают и воспринятого человека. Ибо мы не говорим, что ин есть Иисус Христос и ино Слово как богохульствует новая ересь; но одного и Того же, Который и прежде век, и после веков, и прежде мира, и после Марии или паче — из Марии, именуем великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом». **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа** См. Толкование на [[new:tit:02:11#prepodobnyj_efrem_sirin|Тит. 2:11]] =====Прп. Икумений Триккский===== **Ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа** См. Толкование на [[new:tit:02:11#prp_ikumenij_trikkskij|Тит. 2:11]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа** Апостол говорит, что Тот Самый, Кто по плоти ведет свой род от иудеев, - вечный Бог, в Котором благомыслящие славят Владыку всех живущих. И нам передал он то же учение в послании дивному Титу: **ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа**. //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа** Вот и награда, Второе Пришествие, поистине блаженное. Прекрасно сказал: **славы** О двух явлениях он говорит. Первое, как и выше сказано, имело благодать и прощение, которое совершилось с милосердием и простотой. Второе - воздаяние, имеющее открыться со славой, как и в Евангелии говорится: //когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей// [[new:mf:25:31|(Мф. 25:31)]]. Где те, которые унижают Сына и не хотят называть Его Богом? Пусть они выслушают, что Он - и Бог, и велик. Велик, сказано, как Бог, не по сравнению с другим чем-то малым, а безусловно, так как велик Сам по Себе, по природе. Если Он спас нас, когда мы были врагами, то чего Он не даст тогда, когда найдет нас благоугождающими Ему? **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа** «Блаженным упованием» называет второе славное пришествие Христа, как Великаго Царя, Судии и Мздовоздаятеля. Слово «**упования**» пояснил словом «**явления**». Значит, второе нисшествие и явление к нам Христа он назвал «упованием» потому, что оно есть предмет нашей надежды и нашего ожидания; «блаженным» же назвал его, как предмет стремления и желания для достойных его. Словами: «**Великаго Бога**» Апостол сказал не то, чтобы Он был велик только в чем-либо, или по сравнению с кем-либо, но без всякаго сравнения, так как Он есть единственно и в собственном смысле Великий. А если таков Сын, то и Отец и Святый Дух: ибо Они равносильны и равночестны. //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== **ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа** См. Толкование на [[new:tit:02:11#lopuxin_ap|Тит. 2:11]] [<10>]