[<10>] ====== Толкования на Тит. 3:1 ====== ===== Апостольские постановления ===== ст. 1-2 **Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам** Всякому царству и начальству повинуйтесь в том, что угодно Богу, как служителям Божиим и наказателям нечестивых, воздавайте им всякий должный страх, всякий взнос, всякий оброк, всякую честь, сбор, подать. Таково именно постановление Божие: никому не оставаться должным ничем, кроме изъявления дружбы, которое постановил Бог через Христа. //**Апостольские постановления.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== //В чем добронравие христианина как гражданина? (Ст. 3,1 – 2)// **Воспоминай тем начальствующим и владеющим повиноватися и покарятися, и ко всякому делу благу готовым быти** Прежде показано, каким семейным добродетелям надлежит учить верующих; теперь показывает, каким гражданским добродетелям учить их следует, или, что то же, какими и в сем отношении елями должны украшаться христиане. Первое здесь — отношение к начальству. Как же должно держать себя в отношении к нему? **Повиноватися и покарятися**. Как везде, так и здесь, Апостол, конечно, разумеет повиновение нелицемерное, чтоб видимою покорностию прикрывать верование свое и жить по вере безмятежно, но по совести, по убеждению, что начальство от Бога и что начальствующие суть слуги Божии; почему покорность им есть покорность воле Божией. Так прямо выходит из веры во все-распорядительный промысл Божий. Здесь не выставляет сего на вид святой Павел потому, что пишет не верующим, а Титу, который знал, каких начал держится в сем отношении святой Павел. Он пишет: **воспоминай тем**, — то есть христианам; потому что покорность сия была повсюдна, по обычному гражданскому устройству. Иные забывались; но тотчас получали вразумление от самой власти. Апостол желает, чтоб это предотвращено было домашними внушениями из чтоб и христиан никто не подавал повода властям напоминать ему о покорности. Забываться же христианам могло подать повод то, что они, по вере стали гражданами иного мира и имеют иного Царя, — Христа Господа. Напоминай, говорит, чтоб они не впали в такое заблуждение. **Начальствующим и владеющим**, αρχαις και εξουσιαις, — началам и властям. Вернее этим означается без различия всякое гражданское начальство, и большое и малое. Но славянский перевод подает мысль, что Апостол хочет обучить христиан покоряться не царям только, — **владеющим**, но и ближайшим властям, — **начальствующим**, хоть нельзя утверждать, что это непременно так было; греческие слова наоборот в: αρχαι — указывают высшие власти, а в: εξουσιαι — низшие чины. **Повиноватися и покарятися**, υποτασσεσθαι, πειθαρχειν. Первое означает вообще подчиненность, охотную или неохотную; а второе — сердечную покорность, вседушное послушание, с убеждением, что так должно. Блаженный Иероним предлагает при сем такое соображение: «подобное пишется и к римлянам: //всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть аще не от Бога// [[new:rim:13:01|(Рим. 13:1)]]. Такая заповедь, как здесь, так и там, потому, думаю, выставлена, что тогда был еще в силе догмат Иуды Галилеянина и имел многих последователей, как об этом и в книге Деяний поминается (см.: [[new:act:05:37|Деян. 5:37]]). Он, как можно с вероятностию полагать, учил на основании закона, что никого не должно именовать властителем, кроме единого Бога, и что тем, которые вносят десятины в храм, не должно платить дань кесарю. Эта ересь так разрослась, что не только увлекла много народа, но возмущала и фарисеев; так что они и к Самому Господу подступали с вопросом: //достойно ли есть дати кинсон кесареви, или ни?// На что получили премудрый ответ: //воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови// (ср.: [[new:mf:22:17|Мф. 22:17]], [[new:mf:22:21|21]]). Сообразуясь с этим ответом, и Апостол Павел учит, что верующие должны слушаться начал и властей». **И ко всякому делу благу готовым быти**. Или вообще указывается примерное благоповедение среди сограждан, чтоб все видели и знали, что христиане — народ добрый, кроткий, благопомощный, благотворительный. Экумений **готовы**, ετοιμοι, — толкует: ευτρεπισμενοι, — благонастроенны, благонравны, не внешно только добры, но и во внутреннейшем настроении сердца таковы. — Или — готовы на всякое доброе дело, к какому приглашает начальство и власть, чтоб и они знали, что христиане — первые на добро. Это, например, как у нас теперь приглашают то погорельцам помогать, то делать вклад на лечение раненых, то облегчать участь голодающих от неурожая и подобное. Блаженный Феодорит видит в сих словах указание, доколе должно простираться повиновение начальникам: «ибо не во всем должно покорствовать начальникам, но вносить пошлину и подать, воздавать подобающую честь, а если прикажут нечествовать, то открыто прекословить». То же и у Иеронима: «если что доброе повелевает правитель, то повинуйся воле повелевающего. А если что худое и богопротивное, то отвечай ему Апостольским ответом: //повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком// [[new:act:05:29|(Деян. 5:29)]]». **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело** **Напоминай же им то**, о чем я уже писал ([[new:rim:13:01|Рим. 13:1]] сл. ср. [[new:2tim:02:24|2 Тим. 2:24]]), чтобы все, находящиеся под властью, пребывали в подчинении, - **и пусть ко всякому делу доброму будут готовы**. //**Послание к Титу.**// =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 1-2 **Воспоминай тем начальствующым и владеющым повиноватися и покорятися, и ко всякому делу благу готовым быти: ни единаго хулити, не сварливым быти, но тихим, всяку являющым кротость ко всем человеком** **Ко всякому делу благу готовым быти** – внутренно благорасположенным, – **ни единаго хулити**, хотя бы он худо поступал, хотя бы в чем-нибудь и погрешал. Уста ваши должны быть чисты вообще от всякого злословия. //Ты же почто осуждаеши брата твоего//, говорит Апостол [[new:rim:14:10|(Рим. 14:10)]], – зачем присвоиваешь себе суд Божий? Под **хулою** в этом месте Апостол разумеет вообще всякое злословие. – **Всяку являющым кротость ко всем человеком**, к иудеям и к еллинам (язычникам), к друзьям и к врагам, к оскорбляющим и вред причиняющим. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== ст. 1-2 **Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам** Если часто преходящим, и нечестивым, и грешным царям и избираемым ими начальникам, а также и изображениям тех люди поклоняются, по божественному изречению апостола: **повинуйтесь начальству и властям**, и отдавайте всякому должное: //...кому страх, страх; кому честь, честь// [[new:rim:13:07|(Рим 13:7)]]; и //отдавайте кесарево кесарю//, говорит //Господь, а Божие Богу// [[new:mf:21:22|(Мф 21:22)]], - то насколько более должно было бы поклоняться Царю царствующих. //**Три слова об иконах.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== ст. 1-2 **Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам** Если хорошо то, что предписывает император и начальник, то слову повелевающего необходимо подчиняться. Если же дурное и богопротивное, отвечай ему словами из Деяний Апостолов: //должно повиноваться больше Богу, нежели человекам// [[new:act:05:29|(Деян 5:29)]]. //**Комментарий на Послание к Титу.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело** Везде апостол желает, чтобы верующие повиновались властям. И показывает, каким образом повиноваться, именно, если будут готовы ко всякому доброму делу. Отсюда ясно, что кто готов на зло, тот не повинуется властям. Или, пусть будут готовы, чтобы склоняться к доброму, а не к нечестью, или чему-нибудь другому, вредному для души. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Тертуллиан ===== ст. 1-2 **Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам** Что касается до достодолжных для царей и императоров почестей, то апостол неоднократно подтверждает нам иметь уважение и повиновение к государям и ко всем предержащим властям; но и тут не должны мы выступать из пределов нашей веры и впадать в идолопоклонство. //**Об идолопоклонстве.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело** **Воспоминай тем начальствующим и владеющим повиноватися** Т. е. повиноваться начальствующим в стране и облеченным властию. Повиновение же должно выражаться в уплате денежных повинностей, в воздаянии подобающей чести и т. под. **И покорятися** И с полною покорностию относиться к ним в тех случаях, где благочестие не терпит для себя вреда, как уже часто и раньше говорено было об этом. **И ко всякому делу благу готовым быти** Не удерживаться в своем добром стремлении никакими узами зла. //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело** Наставления, здесь начинающиеся, относятся ко всем христианам - без различия пола, возраста и состояния, и определяют главным образом то отношение, в каком христиане должны стоять к окружающим их нехристианам (ср. [[new:1pet:02:12|1 Пет. II:12]] и сл.). Особенно апостол велит напоминать критянам о необходимости повиноваться начальству - конечно, гражданскому, так как известно, что жители Крита были всегда склонны к возмущениям. **На всякое доброе дело** Этими словами апостол с одной стороны ограничивает предел повиновения гражданской власти: повиноваться властям нужно, следовательно, только в добрых делах, когда власть не идет прямо против ясных божественных повелений. С другой стороны, призывая христиан участвовать во всяком добром деле, апостол этим самым побуждает нас участвовать во всех благих общественных предприятиях и, в частности, благословляет нас на занятия всякими добрыми искусствами и науками (ср. [[new:fil:04:08|Флп. IV:8]]). //**Толковая Библия.**// [<10>]