[<10>] ====== Толкования на Тит. 3:2 ====== ===== Апостольские постановления ===== **никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам** См. Толкование на [[new:tit:03:01#apostolskie_postanovlenija|Тит. 3:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ни единаго хулити, не сварливым быти, но тихим, всяку являющим кротость ко всем человеком** Слова эти суть более подробное пояснение предыдущих слов: //ко всякому делу благому готовым быти// — и вместе с ними определяют вторую половину общественных добродетелей, — именно: при покорности властям, соблюдать добрые отношения и к согражданам. Готовность на всякое доброе дело все уже обнимает и в сем отношении. Апостол здесь указывает еще, чтоб устраняемо было то, что особенно расстроивает добрые отношения граждан, именно: учи, говорит, чтоб христиане никого не задирали не только делом, о и словом; пусть живут так тихо, что будто их нет и чтоб другие о существовании их знали только по добрым делам. **Ни единаго хулити**, - то есть «ни о ком не отзываться худо» (блаженный Феодорит). «Хотя худо кто поступает, не злословь его и не укоряй» (блаженный Феофилакт). «//Михаил Архангел, егда с диаволом препираяся, глаголаше о Моисееве телеси, не смеяше суда навести хульна, но рече: да запретит тебе Господь// (ср: [[new:iud:01:09|Иуд. 1:9]]) Если Михаил не смел навести //хульна словесе// на диавола, достойнейшего всякого хуления, не тем ли паче мы должны соблюдать себя чистыми от злословия? Заслуживал диавол хуления; но слово хульное не должно было исходить из уст Архангела» (блаженный Иероним). «Послушаемся сего внушения. Уста наши должны быть чисты от укоризн; ибо хотя бы и справедливы были наши укоризны, но не наше дело высказывать их; исследывать — дело судии; //ты же почто осуждаеши брата твоего?// [[new:rim:14:10|(Рим. 14:10)]]. К тому же, если ты укоряешь других, то скоро и сам подвергнешься тому же. Посему блаженный Павел и предлагает такое увещание: //темже мняйся стояти, да блюдется, да не падет// [[new:1kor:10:12|(1 Кор. 10:12)]]» (святой Златоуст). Ничто так не расстроивает добрых отношений общежития, как худые друг о друге речи. Напротив, ничто так не скрепляет содружества, как добрые речи, особенно когда бы речи худые были заслужены. Закон общежития основной — не пускать в ход злых речей и доходящие отынуды пресекать. Поток злых речей есть яд, разъедающий союз доброго сожительства. **Не сварливым быти***, αμαχους, — не быть воевателями, — заводить ссор, споров и судов и против зла не замышлять и не воздвигать зла. Это то же, что Господь сказал: //Аз же глаголю вам не противитися злу// [[new:mf:05:39|(Мф. 5:39)]]. Когда дождевую воду запружают, она все больше и больше надымается; а когда дают стекать свободно, она течет маленьким ручейком и скоро престает. Так бывает и когда со стороны подымается враждебность. Пригнись; она перекатится как волна — и конец. Станешь против — она надмится до непреодолимой силы. Блаженный Иероним пишет: «если мы — сыны мира и желаем, чтоб почивал на нас мир, если мы приступили к небесному Иерусалиму, имя свое от мира получившему, то да имеем мир даже с теми, кои возненавидели мир, и, с своей стороны, да пребываем мирны со всеми человеки,— не с кроткими только, но и с задорными и бранчивыми: ибо с тихими быть мирну какая добродетель? Будем давать место гневу, показывая тихую кротость ко всем человекам. Не желанием пустой славы руководясь, должны мы являть себя кроткими ко всем человекам; но пусть, когда всех сносить будем и за неправды не воздавать отмщением, самые дела пред всеми славны бывают. Может иной по тщеславию и молвы ради народной притворяться кротким и брать личину доброты; но если нет у кого кротости истинной, сердечной, укоренившейся, то не знаю, удастся ли ему всех уверить в своей кротости». Последние слова блаженного Иеронима истолковывают и следующие за сим слова Апостола: **всяку являющим кротость ко всем человеком**. И Экумений равно пишет: «К иудеям и еллинам, к друзьям и врагам, к онеправдывающим и вред причиняющим» (и святой Златоуст с блаженным Феофилактом). Уступчивость представляется некоторою потерею и ущербом, но на деле она всегда выигрывает если не в настоящем, то в будущем, не только вечном, но и временном. Потерянное возвращается с лихвою. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам** Также хищного и дурно обращающегося пусть никто не подвергает хулению, - с таковым никогда да не ссорится, - но **всякую да оказывает кротость ко всем людям**, - и тихое смирение свое они должны проявлять не в отношении только своих единоверцев, но также и по отношению ко всем людям. //**Послание к Титу.**// =====Прп. Икумений Триккский===== **Ни единаго хулити, не сварливым быти, но тихим, всяку являющим кротость ко всем человеком** См. Толкование на [[new:tit:03:01#prp_ikumenij_trikkskij|Тит. 3:1]] ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам** См. Толкование на [[new:tit:03:01#prp_ioann_damaskin|Тит. 3:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам** См. Толкование на [[new:tit:03:01#blzh_ieronim_stridonskij|Тит. 3:1]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими** Хотя и худо кто поступает, - не злословь, то есть не укоряй. Уста наши должны быть чисты от укоризны. Справедливо, или ложно, - не нам судить. Смотри на то, какая опасность может быть. **И оказывать всякую кротость ко всем человекам** И к иудеям, и к эллинам и к причиняющим вред, и к несправедливым. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Тертуллиан ===== **никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам** См. Толкование на [[new:tit:03:01#tertullian|Тит. 3:1]] ===== Евфимий Зигабен ===== **никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам** **Ни единаго хулити** Не злословить ни одного человека, каков бы он ни был; потому что если он хороший человек, то ты в отношении к нему окажешься клеветником. Если же он дурной, то и это тебя не касается, не твое дело судить другого: //ибо ты кто еси, //говорит (Апостол),// судяй чуждему рабу// [[new:rim:14:04|(Рим. 14:4)]]? Эта речь не к учителю, а к учащимся. **Не сварливым быти** Быть расположенными не к ссорам, а к миру. **Но тихим** Нужно быть уступчивым во всех случаях нарушения мира, приноравливаясь и сторонясь. Или же просто уяснением и определением смысла этого слóва служит следующее выражение. **Всяку являющим кротость ко всем человеком** Не только к верным, но и к неверным, не только к добрым, но и к злым. //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== **никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам** Апостол научает христиан проявлять кротость и снисхождение к неверующим согражданам, потому что христиане по собственному опыту знают, как тяжело живется в язычестве и как трудно язычникам отстать от своих пороков. //**Толковая Библия.**// [<10>]