[<10>] ====== Толкования на Тит. 3:6 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== ст. 6-7 **Егоже излия на нас обильно, Иисус Христом Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя** Духа Святаго Бог Отец излил обильно на всех верующих чрез Христа Спасителя. Изрекая Апостолам обетование о сем, Господь говорил: //Аз умолю Отца и иного Утешителя даст вам// [[new:in:14:16|(Ин. 14:16)]]. Далее: //Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое// [[new:in:14:26|(Ин. 14:26)]]; и потом: //Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца// [[new:in:15:26|(Ин. 15:26)]]. Так Господь Иисус Христос посредствует в ниспослании на Апостолов, а чрез них и на всех верующих Пресвятаго Духа. Положено было в Совете Божием, чтоб Сын Божий, воплотившись и прошедши чрез крестные страдания и смерть, прославился в воскресении и вознесении и тем проложил путь нисхождению Святаго Духа. Сей закон Божеских в устроении спасения нашего действий открыл святой евангелист Иоанн, сказав: //не у бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен, — Святый Дух, Которого имели приять верующие, в таком обилии, что реки от чрева их потекут воды живы// (ср.: [[new:in:07:38|Ин. 7:38]]—[[new:in:07:39|39]]). Излит Дух Святый первоначально на Апостолов, а чрез них изливался Он и на всех верующих. И видим в Деяниях и Посланиях многие примеры осязательно о том свидетельствующие. Апостолы обыкновенно возвещали Евангелие о спасении, уверовавших крестили, на крещенных возлагали руки, и Дух Святый изливался на них, свидетельствуя о том явными благодатными дарованиями. Верующие все знали сие и испытывали, и Апостол нелестно в лицо им говорил, что Бог излил на нас с вами Духа Святаго Иисус-Христом Спасителем нашим. Доразумевается: как сами вы знаете и испытали. **Да оправдившеся благодатию Его**. — **Оправдившеся** — не объявленные правыми, а сделавшись праведными, святыми и чистыми, такими, в которых и следа нет прежде указанных нравственных худоб. Совершает сие благодать. Она, нисходя на нас, отвращает от всего худого и воодушевляет на все доброе, давая силу и действовать по сему воодушевлению. Действуя так, мы все злое из себя изгоняем, все же доброе насаждаем и укореняем — и делаемся таким образом во всем чистыми, и непорочными. Се и цель домостроительства спасения нашего. Се мета, куда надо направлять все труды действования нашего на земле. Конец же, венчающий сии труды,— наследие жизни вечныя. **Да... наследницы будем по упованию жизни вечныя**. Упование наследия есть существенная черта во внутреннем строе верующих. Это везде ярко выставляется у Апостола. И по существу домостроительства так должно быть. Где Я, там будет слуга Мой, — обетовал Господь. Наследие жизни вечной закреплено за нами. Не так, что, может быть, получим, но так, что оно наше уже, только время не настало получить его. «Что значит: **по упованию**? То есть как возуповали, так и получим, или: мы уже наследники этого» (святой Златоуст). Только бы ревновать не переставали о том, чтоб быть праведными и святыми, и преуспевали в том. Даром призваны к наследию, даром снабжены силами, чтоб дойти до него; но дается оно не даром, а комуждо по делам. //Верно слово!// Эти слова отнесены к следующему стиху; но по существу дела относятся к предыдущей речи. Ими запечатлевает Апостол верность всего сказанного в 3 — 7-м стихах, паче же обетования наследия жизни вечной. Пишет блаженный Иероним: «что сказал: верно слово, — сие должно соединять с предыдущими словами: **да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя.** Ибо всякой веры достойно слово о наследии Божием и об уповании жизни вечной». Так и святой Златоуст: «так как он сказал о будущем, то прибавил и это для удостоверения. Это истинно, говорит, и ясно из предшествующего. Тот, кто избавил нас от такого беззакония и таких зол, без сомнения, подаст нам будущие блага, если мы пребудем в благодати; ибо все совершается одним и тем же промыслом». **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего** См. Толкование на [[new:tit:03:04#prepodobnyj_efrem_sirin|Тит. 3:4]] =====Прп. Икумений Триккский===== **Егоже излия на нас обильно, Иисус Христом Спасителем нашим** См. Толкование на [[new:tit:03:03#prp_ikumenij_trikkskij|Тит. 3:3]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего** См. Толкование на [[new:tit:03:05#blazh_feofilakt_bolgarskij|Тит. 3:5]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего** **Его же излия на нас обильно** Он щедро излил на нас духовные дары от Духа Святаго: //ибо излию//, говорит (Он чрез пророка), //от Духа Моего на всяку плоть// [[old:iol:02:28|(Иоил. 2:28)]], разумеется уверовавшую. **Иисус Христом Спасителем нашим** Ибо Он был ходатаем нашим и относительно даров Духа Святаго, как посредник между Богом и людьми. //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего** См. Толкование на [[new:tit:03:04#lopuxin_ap|Тит. 3:4]] [<10>]