[<10>] ====== Толкования на 1 Мак. 1:11 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 11-15 **В те дни вышли из Израиля сыны беззакон­ные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружа­ю­щими нас, ибо с тех по­р, как мы отделились от них, по­стигли нас многие бедствия. И добрым по­ка­за­лось это слово в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установле­ния языческие. Они по­стро­или в Иерусалиме училище по обычаю языческому и установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и про­дались, чтобы делать зло.** //Отступничество некоторых сынов Израиля в угоду эллинистическим обычаям// Успехам Антиоха Епифана в осуществлении своих замыслов на еврейском народе и самому возникновению этих замыслов немало должна была способствовать вдруг появившаяся в самом народе партия отступников от Иеговы, возлюбивших обычаи и установления языческие. О времени (и обстоятельствах) образования этой партии в народе, доселе отличавшемся верностью Иегове, писатель неопределенно выражается — //«в те дни»// — έν ταίς 'ημέραις έκείναις, т. е. во дни Антиоха. Из сопоставления данного места с [[old:2mak:04:07|2 Мак IV:7]] и д., [[old:2mak:04:23|23]] и д. и с датою ст. настоящей главы точнее можно установить, что это имело место в самом начало царствования Антиоха. Эти //«сыны беззаконные»//, вышедшие, т. е. выступившие из среды Израиля, успели совратить своим примером и речами сначала «некоторых», а потом и «многих из народа» ([[old:2mak:04:13|2 Мак IV:13]] и д.). Призыв: //«пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас»// представляет сознательное намеренное нарушение заповеди закона: //«//(не смешивайся и) //не заключай союза ни с ними, ни с богами их»//, т. е. язычников, чужеземных народов ([[old:ish:23:32|Исх XXIII:32]] и [[old:ish:34:15|XXXIV:15]]). — Слово — «союз» — здесь употреблено в более широком смысле. Это не было политическое соглашение в целях взаимозащиты от угрожающей внешней опасности, но гораздо более соединение с ними в обычаях и образе жизни, до измены религиозным убеждениям включительно. Характерна мотивировка отступничества этих иудеев: //«ибо с тех пор, как мы отделились от них// (окружающих народов), //постигли нас многие бедствия»// — говорят они. Прежде всего, неправильно здесь уже то, что обособление иудеев от язычников рассматривается, по-видимому, как явление недавнее, между тем как оно установилось с самого начала посвящения Израиля в народ Божий, и как естественный результат этого посвящения; с другой стороны, противоречит истине и то, что это обособление будто бы породило //«многие бедствия»//. Вся история иудеев, напротив, ясно показывает самую тесную связь благополучия народа с его благочестием и верностью закону Моисея: когда это благочестие процветало, и народ израильский благоденствовал; но как только он увлекался до дружбы и подражания обычаям язычников, тотчас же начинал нести на себе кару Божию от этих самых язычников. [<10>]