[<10>] ====== Толкования на 1 Мак. 14:16 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 16-24 **Когда дошел слух до Рима и до Спарты, что Ионафан умер, они весьма опечалились. Когда же услы­шали, что Симон, брат его, сделал­ся вместо него первосвящен­ником и го­с­по­д­с­т­ву­ет над страною и находящимися в ней городами, то написали к нему на медных досках, чтобы возобновить с ним дружбу и союз, заключен­ный ими с братьями его Иудою и Ионафаном. Они были про­читаны в Иерусалиме пред собра­ни­ем. Вот список с писем, при­слан­ных Спартанцами: «Спартанские начальники и город Симону первосвящен­нику, старей­шинам и священ­никам и всему народу Иудейскому, братьям нашим – радо­ваться. Послы­, при­слан­ные к народу нашему, рас­ска­за­ли нам о вашей славе и чести, и мы воз­радовались при­бытию их и записали ска­за­н­ное ими в народном совете так: Нуминий, сын Антиоха, и Антипатр, сын Иасона, по­слы­ Иудейские, при­шли к нам возобновить с нами дружбу. И угодно было народу при­нять этих мужей с честью и внести запись слов их в открытые народные книги, на память народу Спартанскому. А список с этого мы написали для первосвящен­ника Симона». После того Симон по­слал Нуминия в Рим с большим золотым щитом, весом в тысячу мин, чтобы заключить с ними союз.** //Возобновление дружбы и союза с римлянами и спартанцами// В числе заслуг Симона народу поставляется возобновление им дружбы и союза с Римлянами и Спартанцами. Судя по 16–18 ст., инициатива этого возобновления, как будто, усвояется самим римлянам; однако, естественнее думать, что Симон, а не римляне, посылал послов с этой целью, как представляется дело и при возобновлении дружбы со спартанцами ([[old:1mak:14:21|21–33]]). Еще яснее следует это из ст., где прямо говорится, что //«Симон послал Нуминия в Рим… заключить с ними союз…»//, и ответ, привезенный от римлян Нуминием (ср. [[old:1mak:14:24|XIV:24]]; [[old:1mak:15:15|XV:15–21]]), не оставляет сомнения в том, что сам Симон начал это дело. — //«Написали…»// ([[old:1mak:14:18|18]] ст.) — тут разумеются не только римляне, заключавшие союз с Иудой и Ионафаном (гл. [[old:1mak:08:start|VIII]] и [[old:1mak:12:start|XII]]), но и спартанцы, хотя эти возобновляли союз только с Ионафаном ([[old:1mak:12:06|XII:6]]). Это же двойное подлежащее (римляне и спартанцы) принадлежит и к выражению — //«опечалились…»// (16 ст.). Послание спартанцев ([[old:1mak:14:20|20–23]]) озаглавливается именем не царя, а //«Спартанские начальники и город…»//, άρχοντες Σπαρτιατών, т. е. //эфоры//: после Пелопса, который наследовал своему отцу Ликургу в 211 г. до Р. Х., Спарта не имела более царей, а по умерщвлении Набиса в 192 г. до Р. Х. она не имела более тиранов. — Посланные к спартанцам были те же самые и теперь, что ранее — при Ионафане ([[old:1mak:12:16|XII:16]]). — //«В открытые народные книги…»//, έν τοίς αποδεδειγμένοις του δήμου βιβλίοις…, слав.: //«во особыя людския книги…»//, т. е. книги, предназначенные для общественного употребления и сведения. [<10>]