[<10>] ====== Толкования на 1 Пар. 2:6 ====== ===== Лопухин А.П. ===== **Сыновья Зары: Зимри, Ефан, Еман, Халкол и Дара; всех их пятеро** Четырех последних сыновей Зары древние и новые экзегеты — Гроций, Клерик, Лайтфут и Моверс отожествляют с теми упоминаемыми в [[old:3ts:04:31|(3 Цар. IV:31)]] мудрецами, которых превосходил своей мудростью Соломон, и которых раввинская кн. Seder Olam называет пророками времени пребывания евреев в Египте. Но это мнение теряет свою силу ввиду полного отсутствия каких-либо данных для признания мудрецов 3 Цар. родными братьями, каковыми являются лица настоящего стиха. Наоборот, первый из них — Ефан называется Езрахитом, а Xалкол и Дарда — сынами Махола. Против тожества этих лиц говорит далее [[old:1par:06:33|(1 Пар VI:33–42)]] и [[old:1par:15:17|(XV:17–19)]], где упоминаются Еман и Ефан, начальники певцов Давидовского времени, причем первый в [[old:1par:25:05|(1 Пар XXV:5)]] называется «царским прозорливцем в словах Божиих». Вероятная одновременность жизни этих певцов с одноименными им мудрецами 3 Цар. и особенно название Емана прозорливцем заставляют признать их лицами тожественными. Но Еман и Ефан [[old:1par:06:33|(1 Пар VI:33–42)]] и [[old:1par:15:17|(XV:17–19)]] происходили из колена Левиина, следовательно, между лицами [[old:1par:02:06|(1 Пар II:6)]] и [[old:3ts:04:31|(3 Цар IV:31)]] нет ничего общего, кроме названия, так как первые являются потомками Иуды, но не Левия. Предположение Эвальда, что Еман и Ефан, хотя и происходили из колена Иудина, но ввиду образования в левитской певческой школе были причислены к колену Левиину, не имеет за себя никаких оснований. [<10>]