[<10>] ====== Толкования на 1 Пар. 5:25 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 25-26 **Но когда они согрешили против Бога отцов своих и стали блудно ходить вслед богов народов той земли, которых изгнал Бог от лица их, тогда Бог Израилев возбудил дух Фула, царя Ассирийского, и дух Феглафелласара, царя Ассирийского, и он выселил Рувимлян и Гадитян и половину колена Манассиина, и отвел их в Халах, и Хавор, и Ару, и на реку Гозан, - где они до сего дня** //Отведение трех восточно-иорданских колен в плен// Сообщение об отведении заиорданских колен в плен Феглафелласаром является воспроизведением сказания [[old:4ts:15:29|(4 Цар XV:29)]] о завоевании этими царями Галаада, закончившимся переселением его жителей в Ассирию. Как видно из той же [[old:4ts:15:start|4 Цар XV]]-[[old:4ts:16:start|XVI]], данное событие падает на время правления Ахаза иудейского и Факея израильского: для защиты от нашествия последнего в союзе с Рециком на Иудею и был приглашен первый Феглафелласар [[old:4ts:16:07|(4 Цар XVI:7)]]. Кроме него наш стих упоминает, согласно с [[old:4ts:15:19|(4 Цар XV:19)]], еще о Фуле, царе ассирийском, современнике Менаима. С точки зрения кн. Царств и 1 Паралипоменон — это два различные царя. Но в ассирийском каноне эпанимов, представляющем список ассирийских царей данного периода, Фула не значится, а ассириологи признают не подлежащим сомнению тот факт, что под этими именами кроется одно и то же лицо. О местах поселения пленников см. прим. к [[old:4ts:17:06#lopuxin_ap|4 Цар XVII:6]]. [<10>]