[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 1:2 ====== ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей** Говорится это о Церкви, у которой прежде не было детей и которой еще только предстояло иметь больше детей среди язычников, чем прежде было детей у синагоги. Исаия сказал: //Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь// [[old:is:54:01|(Ис 54:1)]]. Так, долго было заключено чрево Сары, жены Авраама, в то время как он уже имел сына от служанки своей египтянки Агари; но позже, уже в преклонном возрасте и по обетованию Сара родила обетованного сына Исаака, который стал прообразом Христа. Также Иаков взял двух жен, старшая из которых Лия была слаба глазами; она стала прообразом синагоги. Младшей женой Иакова была красивая станом и лицом Рахиль, ставшая прообразом Церкви; та, чрево которой прежде было замкнуто длительное время, впоследствии родила Иосифа, который также сам стал прообразом Христа. И в Первой книге Царств говорится, что у человека по имени Елкана **были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей**. У Анны родился сын не по годам, но по милости и обетованию Господа, в ответ на ее молитву пред Господом в храме; и сам рожденный ею Самуил стал прообразом Христа. И в Первой книге Царств говорится также: //даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает// [[old:1ts:02:05|(1 Цар 2:5)]]. //**Послание Квирину.**// ===== Ориген ===== **у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей** Я полагаю, что таким образом более достойно объяснять брак старцев и прекрасное супружество патриархов уже в значительном и преклонном возрасте; так, я считаю, надо оценивать необходимые рождения сыновей. Ибо для такого брака и потомства такого рода не так подходят молодые, как старики. Ведь насколько кто слаб плотью, настолько он будет крепче добродетелью души и способнее к объятиям мудрости.Так и тот праведный муж, Елкана, о котором говорится в Писании, имел одновременно двух жен, одну из которых звали Феннана, а другую Анна, то есть «обращение» и «благодать». И сначала говорится, что Феннана восприяла сыновей, то есть от обращения, и затем Анна, которая есть благодать. Ибо Писание через образ брака указывает на происхождение святых. Поэтому и ты можешь, если пожелаешь, быть мужем в подобном браке, и, например, если охотно проявляешь гостеприимство, то окажется, что ты получил такую жену. Если ты прибавишь к этому заботу о бедных, то окажется, что ты восприял и вторую жену. А если присоединишь терпение, кротость и прочие добродетели, то окажется, что ты имеешь столько жен, сколькими добродетелями наслаждаешься. //**Гомилии на Книгу Бытия**.// [<10>]