[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 1:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и дала обет, говоря: Господи [Всемогущий Боже] Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его, [и вина и сикера не будет он пить,] и бритва не коснется головы его** См. Толкование на [[old:1ts:01:10#svt_ioann_zlatoust|1 Цар. 1:10]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его** //Умозрение об Анне и Самуиле// Так и блаженная Анна, мать великого Самуила, будучи неплодна и бесчадна, прося от Бога плод чрева, и приседя в храме горячо обещавшая отдать и даровать обратно то, что будет дано ей, Тому, Кто дает и дарует, таинственно научила, что необходимы всякой душе, стерильной по причине наслаждения Богом от плотских наслаждений, семена добродетелей, дабы, мысленно зачав могущее сознательно видеть грядущее послушное Божие Слово и родив, возмочь принести Его через благочестивое прилежание в созерцании, как великий и почетный долг, рассудив ничего не иметь своего, так чтобы явить Бога единым дающим и приемлющим, как негде говорит Закон: //дары Моя, даяния Моя, приносы Моя соблюдите приносити Мне// [[old:chis:28:02|(Числ. 28:2)]], так как из Него и в Нем всякого блага и начало, и окончание. Ибо Божию Слову свойственно у тех, в ком Оно рождается, прекращать плотские движения и отменять склонность души к ним, и исполнять всяческого истинного ведения. //**Амбигвы к Иоанну.**// ===== Блаж. Августин ===== **и дала обет, говоря: Господи [Всемогущий Боже] Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его, [и вина и сикера не будет он пить,] и бритва не коснется головы его** См. Толкование на [[old:1ts:01:09#blazh_avgustin|1 Цар. 1:9]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== I. Паримия из 1-ой книги Царств, в день праведных Захарии и Елисаветы, 5-го/18-го сентября (1 Цар. 1:9–20). В сей паримии повествуется о рождении Самуила от неплодной Анны по молитве. **И обеща обет Господу, глаголющи: Адонаи Господи Елои Саваоф, аще призирая призриши на смирение рабы Твоея и помянеши мя, и даси рабе Твоей семя мужеско, то дам е пред Тобою в дар до дне смерти его, и вина и пиянственного не испиет, и железо не взыдет на главу его** См. Толкование на [[old:1ts:01:10#ep_vissarion_nechaev|1 Цар. 1:10]] ===== Лопухин А.П. ===== **и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его** Имеется в виду обет назорейства. См. прим. к VI гл. кн. Чисел. Исходя из того предположения, что Елкана принадлежал к колену Левия ([[old:1par:06:27|1 Пар. 6:27-28,]] [[old:1par:06:33|33-34]]), говорят, что Самуил, как левит, и так должен был служить Господу при Скинии. Конечно, как левит, Самуил должен был бы служить Господу при Скинии, но не всю жизнь, а лишь в возрасте от 25 или 30 лет до 50 [[old:chis:04:03|(Чис. 4:3,]] [[old:chis:04:30|30;]] [[old:chis:08:24|8:24)]], и притом без обязательства несения тех аскетических подвигов, какие связаны с обетом назорейства. [<10>]