[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 10:5 ====== ===== Лопухин А.П. ===== **после того ты придешь на холм Божий, где охранный отряд Филистимский; и когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют** **Xолм Божий**, т. е. одна из известных тогда в народе жертвенных высот (см. примеч. [[old:1ts:07:09#lopuxin_ap|9 ст., VII гл.]]). Помимо отмеченного, холм имел и иное - военное назначение, служа для филистимлян опорным пунктом их власти в Xанаане (см. примеч. к [[old:1ts:09:16#lopuxin_ap|16 ст. IX гл.]]). **Встретишь сонм пророков, сходящих с высоты**. "Сонмы" пророков - это религиозно-воспитательные и образовательные пророческие общества, впоследствии носившие названия пророческих училищ, первоначальное основание и устройство которых было сделано пророком Самуилом. Изучение слова Божия, упражнение в молитве, пение (под аккомпанементы музыки) священных гимнов были главными предметами занятий в этих обществах. Члены последних назывались "пророками" за свое восторженно-одушевленное прославление имени Божия, а также "сынами" или "учениками пророческими" [[old:3ts:20:35|(3 Цар XX:35]]; [[old:4ts:02:03|4 Цар II:3,]] [[old:4ts:02:05|5,]] [[old:4ts:02:15|15)]], потому что воспитывались под pyководством боговдохновенных пророков, называвшихся их "отцами" [[old:4ts:02:12|(4 Цар II:12)]]. При Самуиле члены пророческой общины имели свое пребывание в Раме Самуиловой [[old:1ts:19:18|(1 Цар XIX:18-24)]]; в позднейшее время, при Илии и Елисее, мы видим пророческих учеников в разных городах южного Xанаана: в Галгале [[old:4ts:02:01|(4 Цар II:1)]], в Вефиле [[old:4ts:02:03|(4 Цар II:3)]], в Иерихоне [[old:4ts:02:05|(4 Цар II:5,]] [[old:4ts:02:15|15)]]. "Сонмы" неподкупных стражей закона Иеговы, восторженных глашатаев Его святой, совершенной и благой воли должны были стать, - и были на самом деле в течение всей ветхозаветной истории, - сильным противовесом народного увлечения в мрачные и гибельные дебри языческого беззакония. Глубокая убежденность истинного ведения, священный огонь религиозного воодушевления, полная правдивость и нелицеприятие обличительных речей учеников пророческих школ оказывали на народ сильное впечатление и немало содействовали богопризванным пророкам в их великой и трудной миссии религиозного уврачевания народа. **Псалтирь и тимпан, и свирель и гусли** - музыкальные инструменты евреев того времени: псалтирь и гусли - струнные; свирель - духовой; тимпан - вроде нашего тамбурина или бубна. **И они пророчествуют**. "Пророчествовать" на библейском языке не всегда означает "предсказывать". В данном случае, как и нередко в Библии (напр., [[old:chis:11:25|Чис XI:25;]] [[old:1ts:10:06|1 Цар X:6,]] [[old:1ts:10:10|10,]] [[old:1ts:10:13|13;]] [[old:1ts:19:20|XIX:20]] и др.), выражение "пророчествовать" можно понимать в смысле - прославлять Бога и Его чудные дела в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает, разумеется, особый подъем духовных сил человека. С временным прекращением этого подъема прекращается и "пророчествование" ([[old:chis:11:25|Чис XI:25;]] [[old:1ts:10:13|1 Цар X:13]] и др.). //**Толковая Библия.**// [<10>]