[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 12:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-5 **и сказал Самуил всему Израилю: вот, я послушался голоса вашего во всем, что вы говорили мне, и поставил над вами царя, и вот, царь ходит пред вами; а я состарился и поседел; и сыновья мои с вами; я же ходил пред вами от юности моей и до сего дня; вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, - и я возвращу вам. И отвечали: ты не обижал нас и не притеснял нас и ничего ни у кого не взял. И сказал он им: свидетель на вас Господь, и свидетель помазанник Его в сей день, что вы не нашли ничего за мною. И сказали: свидетель** И Самуил много сказал в похвалу себе, когда помазывал Саула, говоря: **У кого взял я осла, у кого взял тельца, или обидел, или кого из вас притеснил**? Но никто не обвиняет его. И он говорил это не для того, чтобы похвалиться, а потому, что намеревался поставить им царя и в виде оправдания желал научить последнего быть кротким и снисходительным. <...> Когда же он увидел, что ничто не отвращает их от этого намерения, но они неизлечимо больны, то все же щадит их и заботится о том, чтобы царь был кротким. А для этого самого царя приводит в свидетели. Ибо с Самуилом никто тогда не судился и не призывал его к ответу, но он говорил это для того, чтобы сделать царя лучше. А чтобы смирить его превозношение, добавил: «Если послушаете вы и царь ваш, то будут вам такие и такие блага; а если не послушаете, то будет всякое зло». **//Гомилии на 2-е послание Коринфянам.//** ---- А какая, скажешь, была необходимость – говорить это? Многая и великая. Так как он намеревался ввести в управление ими Саула, то, желая посредством оправдания себя научить его, как должно управ­лять и пещись о подданных, он самих подчиненных пред­ставляет свидетелями своего любомудрия. И это делает он не во время своей власти, чтобы кто-нибудь не сказал, будто они из боязни и по страху пред ним свидетельствовали о том, чего не было, но когда он оставлял управление народом и дела правления перешли к другому, и не было никакой опасности для обвиняющего, – тогда он и входит в суд с ними. Между тем, если бы это был кто-нибудь другой, то стал бы злопамят­ствовать против иудеев и не захотел бы иметь преемником своим начальника справедливого и умеренного, не только по злопамятству, но и для того, чтобы его самого больше хвалили. **//Беседа на слова апостола: О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию.//** ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== Ст. 1-5 **и сказал Самуил всему Израилю: вот, я послушался голоса вашего во всем, что вы говорили мне, и поставил над вами царя, и вот, царь ходит пред вами; а я состарился и поседел; и сыновья мои с вами; я же ходил пред вами от юности моей и до сего дня; вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, - и я возвращу вам. И отвечали: ты не обижал нас и не притеснял нас и ничего ни у кого не взял. И сказал он им: свидетель на вас Господь, и свидетель помазанник Его в сей день, что вы не нашли ничего за мною. И сказали: свидетель** Таким же образом и Самуил, столь много лет судивший народ и управлявший Израилем без всякого возношения, в конце очистил себя... <...> Так же и апостол Павел, имея чистую совесть, говорил коринфянам: //Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе// [[new:2kor:02:17|(2 Кор 2:17)]], а также: //Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти// [[new:2kor:07:02|(2 Кор 7:2)]]. **//Против ересей.//** ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-5 **и сказал Самуил всему Израилю: вот, я послушался голоса вашего во всем, что вы говорили мне, и поставил над вами царя, и вот, царь ходит пред вами; а я состарился и поседел; и сыновья мои с вами; я же ходил пред вами от юности моей и до сего дня; вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, - и я возвращу вам. И отвечали: ты не обижал нас и не притеснял нас и ничего ни у кого не взял. И сказал он им: свидетель на вас Господь, и свидетель помазанник Его в сей день, что вы не нашли ничего за мною. И сказали: свидетель** Что священнику нужно избегать жадности, учит и Самуил, когда перед всем народом заверяет, что ни у кого ничего не брал. **//Послания.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-5 **и сказал Самуил всему Израилю: вот, я послушался голоса вашего во всем, что вы говорили мне, и поставил над вами царя, и вот, царь ходит пред вами; а я состарился и поседел; и сыновья мои с вами; я же ходил пред вами от юности моей и до сего дня; вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, - и я возвращу вам. И отвечали: ты не обижал нас и не притеснял нас и ничего ни у кого не взял. И сказал он им: свидетель на вас Господь, и свидетель помазанник Его в сей день, что вы не нашли ничего за мною. И сказали: свидетель** //Сложение Самуилом звания судии народа. Прощальная речь Самуила к народу// Смысл речи таков: "Желание ваше исполнено, вы имеете царя, такого, какого хотели. Моя деятельность судии среди вас закончена. Не знаю, каков будет для вас царь; что же касается меня, то я не могу упрекнуть себя в какой-либо несправедливости в отношении вас..." Народ засвидетельствовал правду слов Самуила, после чего пророк обратился к народу со словом назидания, вполне уверенный в том, что народ увидит в этом назидании одно лишь желание блага этому народу [[old:1ts:12:06|(6-25 ст.)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]