[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 14:31 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 31-32 **и поражали Филистимлян в тот день от Михмаса до Аиалона, и народ очень истомился. И кинулся народ на добычу, и брали овец, волов и телят, и заколали на земле, и ел народ с кровью** В обычае людей надменных не сдерживать свою самооценку, когда языки других смолкают от того, что их хвалят. В самом деле, когда другие хранят молчание, надменный восклицает, потому что в сердце своём он носит глашатая, возвещающего о его достоинстве. И слова эти легко приложимы к подобным людям: **кинулся народ на добычу, и брали овец, волов и телят, и закололи на земле, и ел народ с кровью**. Если кто находит себе множество оправданий своей невинности и хвалится ими, то он берёт овец. Когда же кто-то размышляет о своих трудах проповедничества и припоминает пользу того, что он говорил и как возделывал землю, то он берёт в добычу волов. А если кто возносится тем, что сдерживает или усмиряет позывы распущенности ума, то он берёт телят. Ибо есть две заповеди, которые приносят особую похвалу праведникам: блеск целомудрия и сияние доброделания. Когда гордец возносится в своей оценке, о нём говорят, что он похитил овец и телят. Овцы относятся к невинности добрых дел, телята - к умерщвлению плотских страстей. Ясно, что он добавил к ним и волов потому, что вряд ли совершенно вознёсся тот, кто считает себя слабым или бессильным. Он уже был велик по его разумению, ибо [высоко] ценил своё целомудрие и свои добрые дела, но он преисполнился гордости, когда счёл себя совершенным в трудах проповеди. А после того говорится: **И закололи на земле**. Забивать овец, волов и телят на земле - значит возноситься в плотской радости с лишённым добродетелей сознанием. <...> Потому к ним хорошо подходят слова: **И ел народ с кровью**. Пища ума - это его внутренняя радость. И что же тогда означает **есть с кровью**, как не отказываться искать похвалы? Кровь исчезнет, когда разум избавится от тщеты радостью доброго дела. Такой разум умеет радоваться доброму делу, потому что он радуется приближению к небесам через свои добрые дела, но избегает того, чтобы, совершая, выставлять их на показ. Тогда **есть с кровью** - значит взять радость доброго делания и смешать её с тщеславием. Понятно, когда похвала исходит от других, тогда она - искренняя пища даже для высокомерного человека. Но если никто не хвалит его, высокомерие уже не может терпеть, и он, словно добычу, вырывает то, что никто не предлагает по своей воле. //**Толкование на 1-ю книгу Царств.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 31-32 **и поражали Филистимлян в тот день от Михмаса до Аиалона, и народ очень истомился. И кинулся народ на добычу, и брали овец, волов и телят, и заколали на земле, и ел народ с кровью** Когда говорится о том, что **ел народ с кровью**, не следует думать, что ел он сырое мясо, сочащееся кровью. В конце концов, поступать так не в природе человека, но только в природе диких зверей. Скорее всего, когда стада были заколоты, они спешно занялись варкой или жарением мяса прежде, чем оно было должным образом промыто и ели его еще не полностью очищенным от крови. Это указывает [нам] также на учителей ленивых, которые, как мы можем видеть сегодня, утомленные длительным трудом катехизации, посвящают Господу некоторых, кого проповедью своей вырвали из сети демонических заблуждений и языческих ритуалов. Они пытаются подражать Петру, в видении которого множество животных всех видов спустились с неба и которому был голос свыше: //заколи и ешь// [[new:act:10:13|(Деян 10:13)]]. Но как израильтяне овец, волов и телят **закололи на земле, и ел народ с кровью**, так и эти ленивые учители не освобождают их [новообращенных] от земных чувств и соблазнов плоти и крови. Возможно, оттого, что они неспособные учители или по недосмотру своему спешат ввести в Церковь новых членов, еще не приученных к добродетельным поступкам. И при этом сами поступают так не по примеру первого пастыря Церкви [Петра], которому в трапезной, что в //верхних// палатах здания, то есть на наивысшей вершине его жития и вероучения, дано было услышать обращенный к нему глас Духа с наставлением заколоть и съесть приношение, очищенное самим Господом. И нам здесь следует не упускать из виду слабость и несовершенность действий рассудка человеческого. Ионафан добился столь многих и великих свершений и был героем столь великой победы, но по неведению своему преступил, похитив пищу по прихоти чрева своего, в то время как весь народ строго соблюдал время поста. А на следующий день после того памятного дня, когда были повержены враги их, израильтяне сами были побеждены чревоугодием. Воистину искушения чревоугодия многообразны: оно подтолкнуло Ионафана вкушать пищу прежде, чем это было дозволено, и оно же убедило израильтян в дозволенное время есть недозволенное. **//На 1-ю книгу Царств.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и поражали Филистимлян в тот день от Михмаса до Аиалона, и народ очень истомился** См. Толкование на [[old:1ts:14:24#lopuxin_ap|1 Цар. 14:24]] [<10>]