[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 16:12 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== Ст. 12-13 **и послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму** //Мною царие царствуют и силънии пишут правду//, вещает Господь [[old:pr:08:15|(Притч. 8:15)]]. //Несть власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть//, учит Апостол [[new:rim:13:01|(Рим. 13:1)]]. Так Господь избрал и помазал Давида на царство, и **ношашеся Дух Господень над Давидом от того дня и потом**. Власть Царей происходит свыше от Царя Царей и Господа господ; Дух Божий, с минуты священнейшего помазания, непрестанно почивает на них и через них управляет судьбами народов. — Вот высокое, неоспоримо сильное, Христианское побуждение к повиновению власти! Вот единственное непоколебимое основание благоустройства царств и народов! //Повинитеся всякому человечу начальству Господа ради; Бога бойтеся, царя чтите// [[new:1pet:02:13|(1 Пет. 2:13]], [[new:1pet:02:17|17)]]: в лице царя бойтесь и чтите Бога. Забвение этого великого урока, пренебрежение этой великой заповеди, по грозному суду Божию, тяжко наказывается ужасными последствиями, которые влечет за собой ослепление, в которое впадают народы, приведенные в буйство лукавым духом лжемудрования, безумной гордыни и своеволия. //**Избранные места Священного Писания.**// ---- Пророк приходит в Вифлеем, пересматривает сынов Иессея, не зная, кто из них должен быть царем. Едва наконец найден Давид, бывший у стада и оставленный отцом без внимания, и тогда уже Самуил получил от Бога определительное изволение и помазал Давида в царя. Но что потом? Давид пошел не на престол, а обратно к стаду. По времени он был позван в дом царя, но не царствовать, а играть на гуслях. Еще по времени пришел он в войско, но не как воин с оружием, а как обозный с пищею для своих братьев-воинов; здесь нечаянно вызвался на единоборство с Голиафом, победил богатыря, приобрел чрез то славу, сделался сродником царя. Теперь он уже не так далек от престола; но и после этого он еще должен быть не царем, а изгнанником, бездомным, скитающимся по горам и дебрям, не находящим безопасности в отечестве и принужденным удаляться к иноплеменникам. Спрашивается: для чего же Давид был помазан в царя так рано, так, по-видимому, неблаговременно, и даже с опасностью для него? Для того, во-первых, чтоб помазанием преподать ему царскую благодать, которая сделала бы его и победителем, и любезным народу, и в бедствиях неодолимым, и наконец довела бы до престола, как и сказано в Писании, что вследствие помазания «**ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом**». Во-вторых, для того рано помазан был Давид, чтоб после, по действительном воцарении его, и непокоривые принуждены были признать, что царь поставлен не случаем, не народом, но Самим Богом, когда воцарение Давида, несомнительное по естественному ходу дел, чудесно исполнилось в самой действительности. Наконец для того, чтоб явственным оказалось, «**яко не изнеможет у Бога всяк глагол**» [[new:lk:01:37|(Лк. 1:37)]]. //**Христианское учение о Царской власти. п. 3. Исторические доказательства непосредственного Божьего управления царствами человеческими.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **и послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он** Наподобие великого Давида, **чермен и с добрыми очами** есть тот, кто вместе со светлой радостью жизни по Богу обладает и лучезарным словом ведения, в соответствии с которым и сливаются воедино [духовное] делание и созерцание. Первое блистает способами [осуществления] добродетелей, а второе озаряется божественными умозрениями. //**Главы о богословии.**// [<10>]