[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 16:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **а от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа** Итак, когда кто-то отпадает от Духа по причине какого-либо порока, то хотя непреложная благодать пребывает в желающих, если кто после падения раскаивается, однако этот падший уже не в Боге, потому что отступил от Него сущий в Боге святой и утешительный Дух. Но согрешающий пребудет в том, кому подчинил себя, как это было с Саулом. **Ибо от него отступил Дух Господень, и мучил его злой дух**. //**Против ариан.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **а от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа** Когда Бог удаляется от души, во зло употребляющей Его бесконечное милосердие, остается ли она только оставленной самой себе? - Поистине, и в этом случае ее состояние уже очень тяжкое, но ее участь еще ужаснее: где Бог, как отец, не царствует своей благодатью, там диавол свирепствует посредством греха. Но как говорит слово Божие, //нераскаянна дарования и звание Божие// [[new:rim:11:29|(Рим. 11:29)]], - дары благодати, посылаемые Богом, не могут остаться без плода для Его славы: итак, что же делает Господь? - Отвергая сердце гордое и самолюбивое, Он призывает к наследию благ Своих сердце смиренное, сознающее свою слабость и ничтожность тварей и возлагающее все упование свое только на помощь Вышнего. //**Избранные места Священного Писания.**// ===== Тертуллиан ===== **а от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа** Право искушать человека даётся дьяволу либо ради испытания, как в названных случаях, когда он может сам спровоцировать или быть спровоцированным [к искушению человека]; либо с целью обуздания грешника, который передаётся дьяволу как мучителю. Так было с Саулом: **от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа**. И опять же, такое может происходить и для смирения человека, как Павел свидетельствует нам: //Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился// [[new:2kor:12:07|(2 Кор 12:7)]]. Но даже и такое не позволяется для смирения святых муками плоти, если только не станет через немощь совершенствоваться их способность противостоять. //**О бегстве во время гонений.**// ===== Иаков Афраат ===== **а от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа** Вот, написано о Сауле, что Святой Дух, данный ему при помазании, отступил от него, потому что он огорчил Его, и Господь послал ему злой дух. И всякий раз, когда он был возмущаем злым духом, Давид обычно играл на гуслях, и тогда Святой Дух, Которого Давид обрёл при помазании, приходил, а злой дух, который возмущал Саула, отступал. Потому Святой Дух, сошедший на Давида, не всегда был с ним, но, когда Давид играл на гуслях, Он сходил на него. //**Тахвиты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **а от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа** **И возмущал его злой дух** (попущением) **от Господа**. "Несмотря на видимое благополучие, дух Саула (под влиянием темных сил) не был спокоен: жажда властолюбия, как и многих других страстей, не могла быть ничем насыщена; по мере ее удовлетворения она разрасталась; чувствовалась потребность обнаружить власть там, где она не была еще обнаружена, - и в большей мере, чем прежде, была обнаружена. К этому присоединялось воспоминание о грозных словах пророка [[old:1ts:15:23|(XV:23-26,]] [[old:1ts:15:28|28-29)]], которое ничем нельзя было заглушить и которое как меч висело над венчанной главой Саула. И вот, мало-помалу, он начал испытывать общее чувство недовольства и беспокойства. Затем это чувство стало переходить в раздражение, и равновесие его небогатых душевных сил нарушилось. Он стал страдать припадками настоящей душевной болезни, во время которых был не только не способен к серьезным делам, но и положительно опасен для окружавших". (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 72-73). //**Толковая Библия.**// [<10>]