[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 16:23 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него** Не следует пренебрегать тем [обстоятельством] , что, когда злой дух возмущал Саула, Давид брал гусли и смирял его безумие. Что символизирует Саул, как не гордость сильных? Что символизирует Давид, как не смиренную жизнь святых? Итак, всякий раз, как Саула одолевал нечистый дух, его безумие смирялось пением Давида. И вот, когда состояние имеющих власть людей приходит в ярость от гордости, следует спокойными словами вернуть их к спокойствию разума, словно сладкими звуками гуслей. //**Пастырское правило.**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== **и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него** Некогда Давид, застав Саула в помешательстве и исступлении, исцелил его от страсти игрою на гуслях, так что его рассудок вновь пришел в естественное состояние. Из этого очевидно, на что указывает тайна сладкопения: оно внушает нам сдерживать в себе страстные движения, различно зарождающиеся в нас от житейских обстоятельств. //**О названиях Псалмов.**// ===== Свт. Никита Ремесианский ===== **и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него** Позже ты найдёшь не только многих мужей, но и жён, исполненных Святого Духа и воспевавших тайны Божьи. Среди них и Давид, который ещё мальчиком был особо призван к такому служению и который стал первым из певцов и оставил сокровищницу песнопений. Он всё еще был мальчиком, когда сладкое и сильное пение его под гусли подчиняло себе злого духа, возмущавшего Саула. //**О литургическом пении.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него** Тоска Саула не была обыкновенная болезнь; это было страдание души, удалившейся от Бога непослушанием Его воли и подпадшей под власть духа лукавого. Это видно как из ясного свидетельства слова Божия, так и из того, что средством к врачеванию служила музыка певца, исполненного Духа Божия и посвятившего Богодухновенную песнь свою хвалению имени Божия. Вот высокое служение музыки - быть провозвестницей славы Божией и орудием к возбуждению в душе помыслов высоких и чувствований святых! Какое оскорбление, какое унижение для сего священного дара, когда, сделавшись языком нечистых страстей, он служит орудием к распространению яда греха и по чертогам богатых и по хижинам бедных! Музыка говорит уму и сердцу: но то, что она иногда высказывает и в публичных собраниях, и в мирном кругу бесед семейных, не служит ли к изгнанию из общества благотворного духа стыдливости и целомудрия? //**Начертание Церковно-Библейской истории.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него** Подобно тому, как некогда Саул был мучим духом лукавым, а блаженный Давид своей игрой на гуслях давал отдохновение ему, так и всякое духовное слово дает отдохновение уму, одержимому [бесами], услаждая его духовными умозрениями и освобождая от мучащей его лукавой совести. //**Главы о богословии.**// ---- //Что означает Давид, поющий псалмы и усмиряющий злой дух Саула?// Всякий, кто, подобно блаженному Давиду, пасет стада, то есть разумную часть души, и побеждает гнев и вожделение, как Давид победил льва и медведя, – тот, прибегая к словесному наставлению, услаждает внимающего [ему] созерцанием возвышенного и унимает в нем порочные страсти. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блаж. Августин ===== **и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него** Тебе, человеку Церкви, следует быть лучше образованным музыкой Церкви, нежели Пифагором. Помни о том, что гусли в руках Давида спасали Саула, когда дух злой возмущал его, и о том, что **отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него**, в то время как святой муж Давид, взяв гусли, играл. И однако, будь осторожен и не почти за добро похоть плотскую, порою разжигаемую звуками музыки. //**Против Юлиана.**// ===== Магн Аврелий Кассиодор ===== **и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него** Учение о музыке заключает в себе великую силу и знание, достойные восхищения; многое из прежде сокрытого в самой природе вещей светские наукописатели (с соизволения Господа, снисходящего до всего, что полезно) донесли до понимания в своих теоретических трактатах, посвященных музыке. Во-первых, учение о музыке разделяется на три области - гармонию, ритмику и метрику. Второе деление имеет отношение к музыкальным инструментам, разделяемым на ударные, струнные и духовые. Третье разделение включает шесть гармоний, а четвертое пятнадцать тонов. Средства прекрасной музыки анализируются древними в системе указанных различных измерений; и мы читаем в светских книгах о том, что многие чудеса были произведены на свет средствами, отвечающими данным категориям. Но нам нет необходимости говорить об этих сказочных историях. Давид игрой на гуслях прогнал от Саула злого духа; стены Иерихона пали от мощных трубных звуков юбилейного рога. Об этом свидетельствует чтение Священного Писания; и потому нет сомнения, что звуки музыки (по повелению и с соизволения Господа) возымели великие и действенные силы. //**Толкование на Псалмы.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него** **Дух** (злой по попущению) **от Бога** (ср. [[old:1ts:16:14|ст. 14]], [[old:1ts:16:15|15]] и [[old:1ts:16:16|16]]). См. прим. к концу [[old:1ts:16:13#lopuxin_ap|13]] и к [[old:1ts:16:14#lopuxin_ap|14]] ст. [<10>]