[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 20:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 28-33 **и отвечал Ионафан Саулу: Давид выпросился у меня в Вифлеем; он говорил: "отпусти меня, ибо у нас в городе родственное жертвоприношение, и мой брат пригласил меня; итак, если я нашел благоволение в очах твоих, схожу я и повидаюсь со своими братьями"; поэтому он и не пришел к обеду царя. Тогда сильно разгневался Саул на Ионафана и сказал ему: сын негодный и непокорный! разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей? ибо во все дни, доколе сын Иессеев будет жить на земле, не устоишь ни ты, ни царство твое; теперь же пошли и приведи его ко мне, ибо он обречен на смерть. И отвечал Ионафан Саулу, отцу своему, и сказал ему: за что умерщвлять его? что он сделал? Тогда Саул бросил копье в него, чтобы поразить его. И Ионафан понял, что отец его решился убить Давида** Ибо //любовь не бесчинствует// [[new:1kor:13:05|(1 Кор 13:5)]], но словно некими золотыми крыльями прикрывает все проступки любимых. Так и Ионафан любил Давида и выслушал слова отца... о том, что он не имеет в себе ничего мужского и живет к стыду своему и родившей его матери. Что же? Огорчился ли он этому, устыдился и отошел от любимого? Совсем напротив, даже хвалился своей любовью, хотя Саул был тогда царем, Ионафан - сыном царя, а Давид - беглецом и скитальцем. Но при всем при этом он не стыдился своей любви, потому что //любовь не бесчинствует//. Подлинно, в ней удивительно то, что она не только не допускает скорбеть и огорчаться в случае обиды, но побуждает радоваться. Потому и Ионафан после всего того, будто облеченный венцом, пошел и обнял Давида. Ибо любовь не знает бесчестия, а потому даже хвалится тем, чего другой стыдился. Стыд для нее - не уметь любить или, любя, не подвергаться опасностям и не терпеть всего за любимых. //**Гомилии на 1-е послание Коринфянам.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 28-33 **и отвечал Ионафан Саулу: Давид выпросился у меня в Вифлеем; он говорил: "отпусти меня, ибо у нас в городе родственное жертвоприношение, и мой брат пригласил меня; итак, если я нашел благоволение в очах твоих, схожу я и повидаюсь со своими братьями"; поэтому он и не пришел к обеду царя. Тогда сильно разгневался Саул на Ионафана и сказал ему: сын негодный и непокорный! разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей? ибо во все дни, доколе сын Иессеев будет жить на земле, не устоишь ни ты, ни царство твое; теперь же пошли и приведи его ко мне, ибо он обречен на смерть. И отвечал Ионафан Саулу, отцу своему, и сказал ему: за что умерщвлять его? что он сделал? Тогда Саул бросил копье в него, чтобы поразить его. И Ионафан понял, что отец его решился убить Давида** Достойна уважения та дружба, которая стремится к честности, и она, совершенно ясно, предпочтительнее благосостояния, почестей, власти. Однако не предпочитать следует честность, а следовать ей. Так было с Ионафаном, который ради своей привязанности не избежал ни оскорблений отца, ни риска для жизни. ...И кто бы не полюбил Давида, видя, насколько он дорог своим друзьям? Он искренне любил друзей и считал, что они равно любят его. Родители ставили его выше своих сыновей, сыновья предпочитали [его] родителям. Потому Саул был разъярён и пытался поразить копьём своего сына Ионафана, что думал, будто для Ионафана дружба с Давидом имеет большую ценность, чем сыновье уважение и отцовская власть. //**Об обязанностях священнослужителей.**// [<10>]