[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 21:6 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **и дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы** Даже если они обвиняют, то Христос прощает и делает души, которые желает, чтобы за Ним следовали, подобными Давиду, вкушавшему хлебы предложения вне закона. Уже тогда он предвидел разумом своим пророческие таинства новой благодати. //**Об Исааке, или О душе.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы** Наш Господь дал ясный пример с Давидом, который не был обвинен ни в этом, ни в чем-то еще. Итак, не было разрешено, чтобы Давид ел [священный хлеб], так как он не был священником. Однако он был священником, поскольку являлся храмом Духа. И так как они не поняли этого, Он открыто указал им: //Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?// [[new:mf:12:05|(Мф 12:5)]]. И еще одно сказано здесь: до того как Давид подвергся гонениям, он стал причастником хлеба, имея власть на это. //**Толкование на Диатессарон Татиана.**// ===== Блаж. Августин ===== **и дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы** И во многих других местах Священного Писания Христос предстает как царь и как священник. И не без основания он называется сыном Давида чаще, нежели чем сыном Авраама. И Лука и Матфей оба утверждают это: один рассматривает его [Давида] как человека, от которого может быть прослежена родословная Христа через Соломона, другой же рассматривает Давида как человека, от которого через Натана родословная Христа может быть прослежена через Натана. Давид выступал в роли священника Господа, несмотря на то, что сам (как мы знаем) очевидно был царем, когда сам вкусил хлеба священного. Ибо по закону не дозволялось, чтобы кто-то мог есть тот хлеб, за единственным исключением, - то есть кроме священников. //**О согласии евангелистов.**// ===== Тертуллиан ===== **и дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы** Когда ученики взалкали в субботу и стали срывать колосья [пшеницы] и тереть их руками, они нарушили [закон субботы] таким приготовлением пищи. Но Христос их прощает, и даже становится Сам нарушителем субботы. <...> Из Писания Творца и по воле Христа возникает прецедент примера Давида, который вошёл в храм в субботу и приготовил пищу, дерзко надломив хлебы предложения. Но и он помнил, что такая привилегия разрешалась в субботу с самого начала, то есть с самого учреждения субботы. Ведь хотя Творец запретил собирать манну в течение двух дней, Он позволил [делать это] в день приготовления (то есть накануне субботы), чтобы съестные припасы предыдущего дня могли освободить их от поста в наступающую субботу. Итак, Господь имел доброе основание следовать той же причине в «отмене» (ведь именно так скажут) субботы, но столь же добрым основанием было и выразить волю Творца, когда Он жаловал привилегию не поститься в субботу. Потому Господь отменил бы не только субботу, но и Самого Творца, если бы предписал ученикам Своим поститься в субботу, ибо это было бы вопреки и положению Писания, и воле Творца. Но разве чужд Он Творцу потому, что не охраняет постоянно Своих учеников, а прощает их? Или потому, что человеческую потребность рассматривает как оправдание? Или потому, что считает субботу днём, который должен быть свободен от печали, а не работы? Или потому, что ставит Давида и его спутников на один уровень вины и оправдания со Своими учениками? Или потому, что Ему нравится, что Творец снисходителен? Или потому, что на его примере Он и Сам достоин? [Всё это] отчуждает Его от Творца? //**Против Маркиона.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы** См. Толкование на [[old:1ts:21:03#lopuxin_ap|1 Цар. 21:3]] [<10>]