[<10>] ====== Толкования на 2 Ездр. 4:13 ====== =====Лопухин А.П.===== **Третий же, ска­за­в­ший о женщинах и об истине, – это был Зоровавель, – начал говорить:** Замечание писателя о третьем телохранителе: //это был Зоровавель//, в сир. др.-лат. и рукоп. 108, 121 передается с прибавлением ό τού Σαλαθιήλ 'έκ φυλής Ίούδα. Ст. 13-31 **Третий же, ска­за­в­ший о женщинах и об истине, – это был Зоровавель, – начал говорить: О, мужи! Не велик ли царь, и многие из людей, и не сильно ли вино? Но кто го­с­по­д­с­т­ву­ет над ними и владеет ими? не женщины ли? Жены родили царя и весь народ, который владеет морем и землею; и от них родились и ими вскормлены насажда­ю­щие виноград, из которого делает­ся вино; они делают одежды для людей и доставляют украше­ние людям, и люди не могут быть без жен. Если соберут золото и серебро и всякие драгоцен­ности, а по­том увидят одну женщину, хорошую лицом и красивую, оставив все, устремляют­ся к ней и, раскрыв рот, смотрят на нее, и все при­лепляют­ся к ней более, чем к золоту и серебру и ко всякой дорогой вещи. Человек оставляет воспитав­шего его отца и страну свою и при­лепляет­ся к жене своей, и с женою оставляет душу, и не по­мнит ни отца, ни матери, ни страны своей. И из этого должно вам по­знать, что женщины го­с­по­д­с­т­ву­ют над вами. Не подъемлете ли вы трудов и не напрягаете ли усилий, и не отдаете ли и не при­носите ли всего женам? Берет человек меч свой и отправляет­ся, чтобы выходить на дороги и грабить и красть, и готов пла­вать по морю и рекам, льва встречает, и во тьме скитает­ся; но лишь только украдет, по­хитит и ограбит, относит то к воз­люблен­ной. И более любит человек жену свою, нежели отца и мать. Многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них. Многие по­гибли и сбились с пути и согрешили через женщин. Не­ужели теперь не по­верите мне? Не велик ли царь властью своею? Не боят­ся ли все страны при­коснуться к нему? Я видел его и Апамину, дочь славного Вартака, царскую наложницу, сидящую по правую сторону царя; она снимала венец с головы царя и воз­лагала на себя, а левою рукою ударяла царя по щеке. И при всем том царь смотрел на нее, раскрыв рот: если она улыбнет­ся ему, улыбает­ся и он; если же она рас­сердит­ся на него, он ласкает ее, чтобы по­мирилась с ним.** //Речь третьего телохранителя Зоровавеля о женщинах// Речь третьего телохранителя наиболее длинна. Она распадается на две половины. В первой доказывается, что женщины сильнее, чем вино и чем царь, так как они родили царя, вскормили возделывающих виноградники, приготовляют одежды и все нужное для украшения, заставляют мужчин все забывать ради них. Во второй половине речи восхваляется сила истины. [<10>]