[<10>] ====== Толкования на 2 Пар. 5:7 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-10 **И принесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма - во Святое Святых, под крылья херувимов. И херувимы распростирали крылья над местом ковчега, и покрывали херувимы ковчег и шесты его сверху. И выдвинулись шесты, так что головки шестов ковчега видны были пред давиром, но не выказывались наружу, и они там до сего дня. Не было в ковчеге ничего кроме двух скрижалей, которые положил Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исходе их из Египта** //Поставление ковчега во Святом Святых// Замечание о шестах ковчега и о присутствии их при последнем до сего дня ([[old:2par:05:09|ст. 9]], сн. [[old:3ts:08:08|3 Цар VIII:8]]) принадлежит современному Соломону — составителю церковно-государственных летописных известий, а не самому свящ. писателю книг Паралипоменон, — предположительно Ездре; уже при Ровоаме драгоценная утварь храма была похищена фараоном египетским Сушимом ([[old:3ts:14:26|3 Цар XIV:26]]; [[old:2par:12:09|2 Пар XII:9]]), а после плена, в храме Зоровавеля не было и самого ковчега. Таким образом данное замечание, подобно другим чертам повествования, указывает на документальный характер известий кн. Паралипоменон (//Cornel//. a Lapide ad. h. loc; проф. А. А. Олесницкий, Государств. Летопись царей иудейских. Труды Киев. Дух. Акад., № 8, с. 420–421; проф. П. А. Юнгеров. Происхождение и историчность кн. Паралипоменон. 1905, сентябрь, с. 15–16. Сн. Толков. Библия II. с. 461). Из замечания [[old:2par:05:10|(ст. 10)]]: «//не было в ковчеге (храма Соломонова) ничего, кроме двух скрижалей…//» (сн. [[old:3ts:08:09|3 Цар VIII:9]]) можно уже заключать, что в скинии Моисеевой ковчег заключал и еще нечто, — именно по [[new:evr:09:04|(Евр IX:4)]] там были, кроме скрижалей завета (сн. [[old:vtor:10:01|Втор X:1]]), еще золотой сосуд с манною (сн. [[old:ish:16:32|Исх XVI:32–34]]) и жезл Ааронов расцветший (сн. [[old:chis:17:10|Чис XVII:10]]. См. Толков. Библию I, с. 430 и 523; проф. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 151). [<10>]