[<10>] ====== Толкования на 2 Пар. 20:2 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 2-13 **И пришли, и донесли Иосафату, говоря: идет на тебя множество великое из-за моря, от Сирии, и вот они в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди. И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее. И собрались Иудеи просить помощи у Господа; из всех городов Иудиных пришли они умолять Господа. И стал Иосафат в собрании Иудеев и Иерусалимлян в доме Господнем, пред новым двором, и сказал: Господи Боже отцов наших! Не Ты ли Бог на небе? И Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя! Не Ты ли, Боже наш, изгнал жителей земли сей пред лицем народа Твоего Израиля и отдал ее семени Авраама, друга Твоего, навек? И они поселились на ней и построили Тебе на ней святилище во имя Твое, говоря: если придет на нас бедствие: меч наказующий, или язва, или голод, то мы станем пред домом сим и пред лицем Твоим, ибо имя Твое в доме сем; и воззовем к Тебе в тесноте нашей, и Ты услышишь и спасешь. И ныне вот Аммонитяне и Моавитяне и обитатели горы Сеира, чрез земли которых Ты не позволил пройти Израильтянам, когда они шли из земли Египетской, а потому они миновали их и не истребили их, - вот они платят нам тем, что пришли выгнать нас из наследственного владения Твоего, которое Ты отдал нам. Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши! И все Иудеи стояли пред лицем Господним, и малые дети их, жены их и сыновья их.** Сообщаемое здесь известие о посте общественном, учрежденном Иосафатом по случаю нашествия на Иудею упомянутых неприятелей, — причем следствием этого поста было дарование Богом иудеям чудесной победы без сражения ([[old:2par:20:22|ст. 22–25]]) — некоторым исследователям (напр., //Gramberg//. Die Chronik nach ihrem geschichtlichen Charakter und ihrer Glaubwerdigkeit Hatte 1823, S. S. 15–17) представляется недостоверным и рассматривается как аргумент в пользу слишком позднего происхождения книг Паралипоменон, — на том основании, что будто в книгах Св. Писания, написанных до плена, упоминается лишь о постах, предпринимаемых только для выражения траура, печали (напр., [[old:sud:20:26|Суд XX:26]]; [[old:2ts:12:16|2 Цар XII:16]]), но не о постах с указанными во [[old:2par:20:start|2 Пар XX]] целями и следствиями; подобные «суеверные» посты у евреев сделались будто бы обычными лишь во II-м веке до Р. X. Но такое возражение обуславливается протестантским отрицанием поста вообще, а равно и деистическим пониманием отношения Бога к миру и людям. При непредвзятом же взгляде, библейские известия о посте, как допленные, напр., [[old:lev:16:start|Лев XVI]]; [[old:sud:20:26|Суд XX:26]]; [[old:2ts:12:16|2 Цар XII:16]]; [[old:iol:02:12|Иоил II:12]] след., — так и послепленные (как [[old:2par:20:start|2 Пар XX]]), оказываются тожественными по существу и смыслу сообщаемых событий: везде разумеется пост, соединенный с молитвою, покаянием, сокрушением сердца и исправлением греховной жизни (см. у //о. проф. А. С. Царевского//, Происхождение и состав первой и второй книги Паралипоменон. Киев. 1878, с 7–10). Такой именно характер поста выступает и в данном случае, [[old:2par:20:03|ст. 3–4]]: пост здесь соединен с всенародной ([[old:2par:20:13|ст. 13]]) молитвой в храме — «пред новым двором» ([[old:2par:20:05|ст. 5]]). Под последним разумеется, вероятно, не третий двор, так называемый двор женщин и язычников (мнение Клерика), о существовании которого в первом Иерусалимском храме ниоткуда неизвестно, а тот же, построенный Соломоном, и, может быть, Асой несколько подновленный наружный или «внешний» ([[old:iez:10:05|Иез X:5]]; [[old:iez:40:31|XL:31]]), иначе «нижний» ([[old:iez:40:19|Иез XL:19]]), в отличие от «верхнего» ([[old:ier:26:10|Иер XXVI:10]]) или «внутреннего» ([[old:3ts:06:36|3 Цар VI:36]]), т. е. священнического ([[old:2par:04:09|2 Пар IV:9]]; см. //проф. Олесницкого,// Ветхозаветный храм, с. 335; ср. Толков. Библия II, 458). Сама молитва Иосафата ([[old:2par:20:06|ст. 6–12]]), подобно молитве Соломона при освящении храма ([[old:3ts:08:start|3 Цар VIII гл.]] [[old:2par:06:start|2 Пар VI]]), с которой она по местам почти дословно сходна (ср. [[old:2par:20:09|ст. 9]] и [[old:2par:06:28|2 Пар VI:28]]), выражает чистое библейское воззрение на отношение Бога к миру и, в особенности, к избранному народу Божиему и истинную веру в благодатное промышление Иеговы о Своем народе, родоначальник которого Авраам был «другом Божиим» ([[old:2par:20:07|ст. 7]]. [[old:is:41:08|Ис XLI:8]]; [[new:iak:02:23|Иак II:23]]). В [[old:2par:20:10|ст. 10]] заключается ссылка на исторический факт минования евреями земли Едома по повелению Божию при вступлении в Xанаан ([[old:vtor:02:04|Втор II:4–8]]; Толков. Библия I). См. также Толкование на [[old:2par:20:01#lopuxin_ap|2 Пар. 20:1]] [<10>]