[<10>] ====== Толкования на 2 Пар. 24:4 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 4-14 **И после сего пришло на сердце Иоасу обновить дом Господень, и собрал он священников и левитов и сказал им: пойдите по городам Иудеи и собирайте со всех Израильтян серебро для поддержания дома Бога вашего из года в год, и поспешите в этом деле. Но не поспешили левиты. И призвал царь Иодая, главу их, и сказал ему: почему ты не требуешь от левитов, чтобы они доставляли с Иудеи и Иерусалима дань, установленную Моисеем, рабом Господним, и собранием Израильтян для скинии собрания? Ибо нечестивая Гофолия и сыновья ее разорили дом Божий и все посвященное для дома Господня употребили для Ваалов. И приказал царь, и сделали один ящик, и поставили его у входа в дом Господень извне. И провозгласили по Иудее и Иерусалиму, чтобы приносили Господу дань, наложенную Моисеем, рабом Божиим, на Израильтян в пустыне. И обрадовались все начальствующие и весь народ, и приносили и клали в ящик дотоле, доколе он не наполнился. В то время, когда приносили ящик к царским чиновникам чрез левитов, и когда они видели, что серебра много, приходил писец царя и поверенный первосвященника, и высыпали из ящика, и относили его и ставили его на свое место.Так делали они изо дня в день, и собрали множество серебра. И отдавали его царь и Иодай производителям работ по дому Господню, и они нанимали каменотесов и плотников для подновления дома Господня, также кузнецов и медников для укрепления дома Господня. И работали производители работ, и совершилось исправление руками их, и привели дом Божий в надлежащее состояние его, и укрепили его. И кончив все, они представили царю и Иодаю остаток серебра. И сделали из него сосуды для дома Господня, сосуды служебные и для всесожжений, чаши и другие сосуды золотые и серебряные. И приносили всесожжения в доме Господнем постоянно во все дни Иодая.** //Исправление повреждений в храме// Сн. [[old:4ts:12:05|4 Цар XII:5–16]]. В данном разделе есть несколько дополнительных сведений к тем фактам, которые приведены в [[old:4ts:12:start|4 Цар XII гл.]] об устройстве работ по исправлению и улучшению храма. Из сведений этих мы видим, как опустился нравственный уровень священников, в руках которых сосредоточивались приношении серебра в храм Господень и которые растрачивались ими (//Властов//. Священная летопись. Т. IV, ч. Ill, с. 189). Деньги для реставрации храма, по словам царя Иоаса, должны были составиться от регулярного сбора «дани, установленной Моисеем для скинии свидения» ([[old:2par:24:05|ст. 5–6]], [[old:2par:24:09|9]]), т. е. выкупного пол сикля, обязательно вносимого всяким мужчиной, достигшим двадцатилетнего возраста и поступающим в народное исчисление, так называемого «выкупа душ» по закону [[old:ish:30:13|Исх XXX:13–16]]; см. Толков. Библию т. I. При Моисее «каждый, заплативший этот налог, участвовал в постройке скинии, в том общем деле, которое создавало религиозное и политическое единство нации» (//Властов,// Священная летопись, т. II. 1878, с. 211). И хотя в книге Исход не сказано, что это ежегодная дань, но очевидно, ее считали такой (ср. [[old:neem:10:32|Неем X:32–33]]; [[new:mf:17:24|Мф XVII:24]]; //И. Флав.// Древн. III, 8, 2. //Властов.// Священная летопись. Т. IV, с. 189. Примеч. 15). К деньгам от подушного оклада могли присоединяться и выкупные деньги от лиц, посвятивших себя на служение храму, взамен действительной службы их при нем ([[old:lev:27:start|Лев XXVII]]), а равно и пожертвования на храм (ср. [[old:ish:25:02|Исх XXV:2]]; [[old:ish:35:05|XXXV:5]], [[old:ish:35:21|21]] см. Толков. Библию т. I, II). При этом по [[old:2par:24:05|2 Пар ст. 5]] и [[old:2par:24:09|9]] священники и левиты должны были не только на месте, при храме, принимать все эти денежные поступления ([[old:4ts:12:05|4 Цар XII:5]]), но и обходить для этой цели не Иерусалим только, но и всю Иудею. Кроме того, ввиду недостаточной энергии священников и левитов в этом деле ([[old:4ts:12:06|4 Цар XII:6–7]]) устроена была у ворот храма особая кружка при воротах храма (при северных воротах внутреннего двора) для приема пожертвований ([[old:2par:24:08|ст. 8]]), приток которых затем быстро начался ([[old:2par:24:10|ст. 10]]). Это был «первый исторический кружечный сбор, получивший затем большое развитие во втором Иерусалимском храме» (//проф. А. А. Олесницкий.// Ветхозаветный храм, с. 355). Сообщение [[old:2par:24:14|ст. 14]] о том, что рабочими, после всех работ по ремонту храма, из остального серебра сделаны были разные сосуды храма, — по-видимому, стоит в противоречии с [[old:4ts:12:start|4 Цар XII]], где говорится, что из пожертвованного серебра не делали никаких сосудов. Но кажущееся противоречие без труда объясняется тем, что царь и первосвященник не делали сосудов по своему распоряжению; рабочие же, по окончании исправления пожертвовали, от своего усердия, часть серебра, из которого, по их желанию, сделаны были некоторые вещи (//проф. Гуляев,// с. 553). Таким образом, отрицание 4 кн. Царств и утверждение кн. Паралипоменон относятся к разным моментам одного и того же факта и оба совершенно справедливы. [<10>]