[<10>] ====== Толкования на 2 Пар. 24:15 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 15-22 **И состарился Иодай и, насытившись днями жизни, умер: сто тридцать лет было ему, когда он умер. И похоронили его в городе Давидовом с царями, потому что он делал доброе в Израиле и для Бога, и для дома Его. Но по смерти Иодая пришли князья Иудейские и поклонились царю; тогда царь стал слушаться их. И оставили дом Господа Бога отцов своих и стали служить деревам посвященным и идолам, - и был гнев Господень на Иуду и Иерусалим за сию вину их. И он посылал к ним пророков для обращения их к Господу, и они увещевали их, но те не слушали. И Дух Божий облек Захарию, сына Иодая священника, и он стал на возвышении пред народом и сказал им: так говорит Господь: для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас. И сговорились против него, и побили его камнями, по приказанию царя, на дворе дома Господня. И не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай, отец его, и убил сына его. И он умирая говорил: да видит Господь и да взыщет!** //Смерть Иодая и появление язычества в Иудее. Пророческие обличения и побиение камнями за них сына Иодая Захарии// Здесь находим весьма важные сведения, существенно дополняющие и объясняющие отрывочный рассказ [[old:4ts:12:start|4 Цар XII]] о второй половине и конце царствования Иоаса. Погребение Иодая с царями ([[old:2par:24:16|ст. 16]]), т. е. в царских гробницах Иерусалима, мотивируется теми заслугами благу, как государственному, так и религиозному, какие оказал Иудее («Израиль» [[old:2par:24:16|ст. 16]], как и в [[old:2par:23:02|2 Пар XXIII:2]] — в общем смысле: народ Божий) первосвященник Иодай. Им именно, как видно из [[old:2par:24:17|ст. 17–18]], держалось в Иудее истинное богопочтение, и с его смертью в Иудейском царстве, под влиянием преданных язычеству вельмож, началось открытое идолослужение. Для обличения последнего Иегова восставлял теперь многих пророков ([[old:2par:24:19|ст. 19–20]], сн. [[old:2par:24:27|ст. 27]]), в числе которых (ср. выше [[old:2par:20:14|XX:14–34]]) был и сын и преемник Иодая первосвященник Захария, всенародно обличивший в храме царя и народ в отступничестве и предвозвестивший им наказание. За это он, по приказанию царя, не вспомнившего при этом благодеяний Иодая, был побит камнями во дворе дома Господня ([[old:2par:24:19|ст. 19–12]]). Об убиении некоего Захарии, сына Варахиина ([[new:mf:23:35|Мф XXIII:35]]), между жертвенником и храмом ([[new:lk:11:51|Лк XI:51]]), говорил и Господь Иисус Xристос в обличении книжников и фарисеев, таивших в сердцах своих план убийства Его. «Убиение первосвященника, глаголавшего по повелению Духа Божьего слова увещания тому народу, среди которого должен быть родиться Мессия, и тому царю, который был потомком Давида и в роде во плоти Сын Божий, — конечно, имеет высокое пророческое и прообразовательное значение по отношению к грядущим священным событиям убиения Xриста Спасителя тем же народом за то, что Он глагол словеса благодати и истины» (//Властов,// Священная летопись, т. IV, ч. II, с. 192). Поэтому весьма многие, древние и новые, толкователи полагали и полагают, что Господь в [[new:mf:23:35|Мф XXIII:35]] и [[new:lk:11:51|Лк XI:51]] говорит именно о Захарии [[old:2par:24:20|2 Пар XXIV:20–22]] — ветхозаветном мученике и исповеднике Иеговы. Издавна, впрочем, возбуждали сомнение две разности сопоставляемых здесь мест. 1) В [[new:mf:23:35|Мф XXIII:35]] Захария назван «сыном Варахииным» (а не Иодая) 2) По [[new:mf:23:35|Мф XXIII:35]] и [[new:lk:11:51|Лк XI:51]] Захария убит был «между храмом и жертвенником» — на месте, считавшемся наиболее важным и самым священным после храма (ср. //Олесницкого,// Ветхозаветный храм, с 321), — тогда как по [[old:2par:24:21|2 Пар XXIV:21]] убиение Захарии совершилось «на дворе дома Господня». Правда, разности эти не столь существенны, чтобы могли затруднять отожествление Захарии Евангелия с Захарией [[old:2par:24:start|2 Пар XXIV]]. Слов «сына Варахиина» вовсе нет в Евангелии Луки; нет их и в некоторых древних рукописях Ев. Матфея, напр., по Тишендорфу, — в Синайском кодексе Ев. Мф (Novum Testamentum graece. Recensuit Constantinus de Tischendorf Lipsiae. 1896, p. 44). По свидетельству же блаженного Иеронима (к [[new:mf:23:35|Мф XXIII:35]]) в Евангелии Матфея, которым пользовались назореяне, вместо слов: «сына Варахиина» стояли слова: «сына Иодая». Еще менее существенна разность в определении места убийства: вполне возможно, что Господь точнее и ближе определяет и поясняет общее и неопределенное указание 2 Пар. Тем не менее, уже в древности, в евангельском Захарии пытались видеть и других лиц этого имени, как-то: одного из малых — 12-ти пророков ([[old:zah:01:01|Зах I:1]]) или отца Иоанна Крестителя (см. Твор. блаж. Иеронима, рус. перев, ч. 16: Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Киев. 1901, с. 244–245). Наказанием за преступления Иоаса явились: частью нашествие сириян на Иудею и Иерусалим ([[old:2par:24:23|ст. 23–24]] сн. [[old:4ts:12:18|4 Цар XII:18–19]]), а затем тяжкая болезнь Иоаса и насильственная смерть его от руки заговорщиков ([[old:2par:24:25|ст. 25–26]]; сн. [[old:4ts:12:20|4 Цар XII:20–21]]). Во 2 Пар причинная связь этих бедствий с нечестием и преступлениями царя очевидна; оттого и сам рассказ полнее и понятнее, чем в [[old:4ts:12:start|4 Цар XII]], где нет упоминания о нечестии Иоаса. В данном случае, как и во многих других, книга Паралипоменон представленный книгой Царств остов исторических известий восполняет жизненным содержанием и прагматической связью. Погребен был Иоас, подобно Иораму ([[old:2par:21:20|2 Пар XXI:20]]), вне царских гробниц. [<10>]