[<10>] ====== Толкования на 2 Пар. 26:9 ====== ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Созда же Озиа столпы во Иерусалиме и над враты угла и над враты юдольными и над углами, и укрепи их** См. Толкование на [[old:2par:26:04#prp_maksim_ispovednik|2 Пар. 26:4]] =====Лопухин А.П.===== Ст. 9-10 **И построил Озия башни в Иерусалиме над воротами угольными и над воротами долины и на углу, и укрепил их. И построил башни в пустыне, и иссек много водоемов, потому что имел много скота, и на низменности и на равнине, и земледельцев и садовников на горах и на Кармиле, ибо он любил земледелие** //Военная и гражданская деятельность Озии, армия его и укрепления Иерусалима// О многочисленных и грандиозных постройках царя Озии, по мнению некоторых толкователей, говорят начавшие при этом царе свою деятельность пророки: Осия ([[old:os:08:14|Ос VIII:14]]) и Исаия ([[old:is:02:07|Ис II:7]], [[old:is:02:14|14]]). Озия первый из царей иудейских основательно укрепил Иерусалим, построив укрепленные башни //«над воротами угольными// (на северо-западе Иерусалима) //и над воротами долины// (на западе города, близ нынешних Яффских ворот) //и на углу»// ([[old:2par:26:09|ст. 9]]). Ближайшим поводом к укреплению Иерусалима с западной его стороны могло быть произведенное при отце Озии Амасии разрушение части стены города царем израильским Иоасом ([[old:4ts:14:13|4 Цар XIV:13]]; [[old:2par:25:23|2 Пар XXV:23]]), — а затем к этому побуждала мудрого правителя и вообще забота обезопасить город от нападений. Затем, с любовью поощряя развитие земледелия и скотоводства — главных источников жизни и благосостояния древних евреев, — Озия способствовал наиболее рациональному ведению обеих отраслей — построением сторожевых башней в степи, где пасся скот, для защиты от хищников и иссечением водоемов — как для напоения скота, так и для искусственного полеорошения (ср. //И. Флав.// Древн. IX, 10, 3. //Проф. Олесницкий,// на основании [[old:2par:26:10|2 Пар XXVI:10]], относит ко времени Озии прорытие Силоамского туннеля и начертание известной Силоамской надписи. Ветхозаветный храм, с. 814, примеч.). //«На низменности»,// евр.: //Шефела,// LXX: έν σεφηλά, Vulg.: sephela, terra campestris, слав.: //Сефила, равная, напольная, поле,// — одна из трех частей территории колена Иудина ([[old:nav:10:40|Нав X:40]]; [[old:sud:01:09|Суд I:9]]; [[old:ier:32:44|Иер XXXII:44]], [[old:ier:33:13|XXXIII:13]]), примыкала с юга от Иоппии (Яффы) к равнине Саронской, спускалась до Газы, с запада граничила с морем, с востока с горами Иудиными (Onomast. 865. Ср. Толков. Библия II, с. 323, 361). — //На Кармиле// . В Библии, как отмечают еще Евсевий и блаж. Иероним (Onomast. 602), известны две различных горы и местности этого имени: гора Кармил на севере Палестины, в южной части Ассирова колена, где пребывал пророк Илия — теперь //Джебел Кармаль// ; о положении этого Кармила см. в Толков. Библии т. II, с. 483. Другой Кармил — местность и город в нагорной части колена Иудина ([[old:nav:15:55|Нав XV:55]]), упоминаемая в истории Саула и Давида ([[old:1ts:15:12|1 Цар XV:12]]; [[old:1ts:25:02|XXV:2]] и д.), к юго-востоку от Xеврона; см. Толков. Библию II, с. 336 и 404. В данном месте ([[old:2par:26:10|2 Пар XXVI:10]]) может быть разумеем только этот последний Кармил, так как северный Кармил, лежавший далеко на севере Израильского царства, не входил в состав Иудейского царства и потому не мог принадлежать к владениям Озии. Некоторые толкователи (Phillppson, Kautzsch), впрочем, считают евр. Karmel данного места нарицательным: сады, фруктовые плантации. [<10>]