[<10>] ====== Толкования на 2 Пар. 29:20 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 20-36 **И встал царь Езекия рано утром и собрал начальников города, и пошел в дом Господень. И привели семь тельцов и семь овнов, и семь агнцев и семь козлов на жертву о грехе за царство и за святилище и за Иудею; и приказал он сынам Аароновым, священникам, вознести всесожжение на жертвенник Господень. И закололи тельцов, и взяли священники кровь, и окропили жертвенник, и закололи овнов, и окропили кровью жертвенник; и закололи агнцев, и окропили кровью жертвенник. И привели козлов за грех пред лице царя и собрания, и они возложили руки свои на них. И закололи их священники, и очистили кровью их жертвенник для заглаждения грехов всего Израиля, ибо за всего Израиля приказал царь принести всесожжение и жертву о грехе. И поставил он левитов в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами, по уставу Давида и Гада, прозорливца царева, и Нафана пророка, так как от Господа был устав этот чрез пророков Его. И стали левиты с музыкальными орудиями Давидовыми и священники с трубами. И приказал Езекия вознести всесожжение на жертвенник. И в то время, как началось всесожжение, началось пение Господу, при звуке труб и орудий Давида, царя Израилева. И все собрание молилось, и певцы пели, и трубили трубы, доколе не окончилось всесожжение. По окончании же всесожжения царь и все находившиеся при нем преклонились и поклонились. И сказал царь Езекия и князья левитам, чтоб они славили Господа словами Давида и Асафа прозорливца, и они славили с радостью и преклонялись и поклонялись. И продолжал Езекия и сказал: теперь вы посвятили себя Господу; приступайте и приносите жертвы и благодарственные приношения в дом Господень. И понесло все собрание жертвы и благодарственные приношения, и всякий, кто расположен был сердцем, - всесожжения. И было число всесожжений, которые привели собравшиеся: семьдесят волов, сто овнов, двести агнцев - все это для всесожжения Господу. Других священных жертв было: шестьсот из крупного скота и три тысячи из мелкого скота. Но священников было мало, и они не могли сдирать кож со всех всесожжений, и помогали им братья их левиты, до окончания дела и доколе освятились прочие священники, ибо левиты были более тщательны в освящении себя, нежели священники. Притом же всесожжений было множество с туками мирных жертв и с возлияниями при всесожжении. Так восстановлено служение в доме Господнем. И радовался Езекия и весь народ о том, что Бог так расположил народ, ибо это сделалось неожиданно.** Последующим моментом было восстановление регулярного храмового богослужения. Последнее открылось великой жертвой о грехе ([[old:2par:29:21|21–24 ст.]]) именно за всего Израиля ([[old:2par:29:24|ст. 24]]), а не за два только колена царства Иудейского, — так как ко времени Езекии падение десятиколенного царства Израильского было только вопросом времени и скоро фактически осуществилось (ср. [[old:4ts:17:03|4 Цар XVII:3–6]]; [[old:4ts:18:09|XVIII:9–12]]), так что Езекия мог и жителей Израильского царства рассматривать, как членов единого Израиля (отсюда затем он призывает их в Иерусалим на праздник Пасхи, [[old:2par:30:05|2 Пар XXX:5–11]]). Сам обряд жертвы за грех в данном случае отличался особой, чрезвычайной торжественностью, превосходя числом жертв указанную в законе норму (ср. [[old:lev:04:start|Лев IV]],Толков. Библия т. I, с. 424). Возложение рук царя и собрания на козлов жертвы греха ([[old:2par:29:23|ст. 23]]), составляя общую принадлежность жертвенного ритуала ([[old:ish:29:10|Исх XXIX:10]]; [[old:lev:04:04|Лев IV:4]]), ближе всего напоминает возложение рук первосвященника на козла отпущения в день очищения ([[old:lev:16:21|Лев XVI:21]]; Толков. Библия I). Еще большей торжественностью отличалось совершение важнейшей из жертв — всесожжения ([[old:2par:29:24|ст. 24–29]]). Кроме обычного, определяемого законом Моисеевым для этой жертвы ритуала ([[old:lev:01:start|Лев I]], гл. Толков. Библия I), совершение ее в данном случае аккомпанировалось оркестром храмовой музыки и пением — по уставу Давида и пророков Нафана и Гада ([[old:2par:29:25|ст. 25]]; см. [[old:1par:23:05|1 Пар XXIII:5]] и др.). Устав Давида и двух приближенных к нему пророков здесь ставится в качестве равноценного, богодухновенного добавления к установлениям закона Моисеева о богослужении и жертвах (об употреблении инструментальной музыки и пения при богослужении и жертвах закон Моисеев не дает обязательных постановлений: постановления о трублении в трубы [[old:lev:25:start|Лев XXV]], [[old:lev:03:start|III]]; [[old:chis:10:10|Чис X:10]] относятся к исключительным случаям); после плена вавилонского музыка сделалась постоянною принадлежностью ежедневного богослужения и жертвы ([[old:prsir:50:18|Сир L:18]], [[old:prsir:50:20|20]]). По поводу сказанного в [[old:2par:29:25|ст. 25]] о Давиде блаженный Феодорит замечает: «это обличает неразумение (τήν άφροσύνην) иудеев, которые не допускают себе назвать великого Давида пророком, ибо здесь Писание, упомянув трех, присовокупило: ибо по повелению Господню был устав сей через пророков Его» (Quaest, in II. Paralyp. Patrol. Curs. Comp. Ser. gr. t. LXXX, col. 850–852). Названные здесь ([[old:2par:29:25|ст. 25–28]]) музыкальные инструменты принадлежат к трем главным классам музыкальных орудий библейской древности, знавшей инструменты струнные, духовые и ударные. Из двух видов последних: тимпан (евр. //тоф// ) и кимвал, евр.: //мецилтаим//, греч.: κύμβαλον, κύμβαλα, лат.: Cymbala, назван здесь ([[old:2par:29:25|ст. 25]]) кимвал, имевший, в отличие от тимпана, только богослужебное (а не и мирское, как тот) употребление; состоял из двух металлических кувшинов («большие плоские медные тарелки» по И. Флавию), которые играющий держал в обеих руках и ударял друг о друга. Струнные инструменты: псалтирь, евр.: //невел,// греч.: ψαλτήρ, лат.: psalterium, и цитра или гусли, евр.: //киннор,// греч.: κίνυρα, κιθάρα, лат.: cithara, — по И. Флавию (Древн. VII, 12, 3) имели такое устройство: «кифара имела десять струн, по которым ударяли палочкой, набла была снабжена двенадцатью струнами, и на ней играли непосредственно палочкой». Число струн, впрочем, было не всегда одинаково. Различались оба инструмента, как полагают на основании церковно-отеческих свидетельств, по неодинаковому положению резонансирующего ящика: у псалтири — вверху, у цитры — внизу (Ср. Толков. Библия II, 424). Псалтирь, подобно кимвалу, имела только богослужебное употребление, а цитра имела широкое употребление и в мирской музыке. Из музыкальных инструментов духовых (каковы свирель, евр. //угаб,// флейта — //халил// ) здесь названы трубы, евр.: //хацоцерот,// LXX: σάλπιγγες, лат.: tubae. Форму музыкальных труб, изобретенных еще Моисеем, И. Флавий (Древн. Ill, 12, 6) изображает так: «длиною труба немногим меньше локтя; а трубка ее узка, лишь немного ниже, чем у флейты; наконечник ее достаточно объемист, чтобы вбирать в себя массу воздуха, который вдувает в нее играющий; оканчивается же она широким отверстием, наподобие охотничьего рога». Данное И. Флавием описание этого инструмента восполняется изображениями музыкальной трубы на триумфальной арке Тита в Риме и на монетах еврейских. Описание окончания жертвоприношения ([[old:2par:29:29|ст. 29]]) вполне совпадает с известием об этом Сираха ([[old:prsir:50:19|Сир L:19]]). «Слова Давида и Асафа», которыми, по указанию Езекии, левиты должны были славить Иегову (евр. //галлел Иегова// ), могут быть только псалмами обоих вдохновенных творцов псалмов: Асафу принадлежат в Псалтири, судя по надписаниям, 12 псалмов ([[old:ps:049:start|XLIX]]; [[old:ps:072:start|LXXII–LXXXII]], евр. 50, 73–83). Из псалмов Давида здесь предпочтительно могли быть употребляемы так называемые «аллилуйные» или «песни восхождения» ([[old:ps:119:start|Пс CXIX–CXXXV]] и др.) Езекия обращается ([[old:2par:29:31|ст. 31]]) сперва к священникам: «вы наполнили руки ваши…» — техническое выражение о функциях священников при жертвеннике ([[old:ish:28:41|Исх XXVIII:41]]; [[old:lev:09:17|Лев IX:17]]), особенно при принесении жертвы посвящения ([[old:2par:13:09|2 Пар XIII:9]]). Затем (там же) приглашает присутствующих приносить жертвы Иегове; //зебахим// — жертвы вообще, но здесь (как и, напр., [[old:lev:17:08|Лев XVII:8]]) — собственно //мирные// жертвы (о принесении жертв греха и всесожжения было сказано выше), характерную особенность которых составляло устроение после них жертвенных пиршеств: отсюда обилие жертвенных животных ([[old:2par:29:32|ст. 32–33]]). О жертве мирной, ее видах, характере, значении и обряде говорится в [[old:lev:03:start|Лев III]] гл. и гл. [[old:lev:07:12|VII:12–21]]; [[old:lev:07:28|28–36]]. Толков. Библия т. I. [<10>]