[<10>] ====== Толкования на 2 Пар. 35:10 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 10-14 **Так устроено было служение. И стали священники на место свое и левиты по чередам своим, по повелению царскому; и закололи пасхального агнца. И кропили священники кровью, принимая ее из рук левитов, а левиты снимали кожу; и распределили назначенное для всесожжения, чтобы раздать то по отделениям поколений у сынов народа, для принесения Господу, как написано в книге Моисеевой. То же сделали и с волами. И испекли пасхального агнца на огне, по уставу; и священные жертвы сварили в котлах, горшках и кастрюлях, и поспешно роздали всему народу, а после приготовили для себя и для священников, ибо священники, сыны Аароновы, заняты были приношением всесожжения и туков до ночи; потому-то и готовили левиты для себя и для священников, сынов Аароновых.** Снимать кожу с жертвенного животного было обязанностью священников ([[old:lev:01:06|Лев I:6]]), но в данном случае, вследствие множества жертв, это исполняли левиты ([[old:2par:35:11|ст. 11]]), как подобное было и при праздновании Пасхи во время Езекии ([[old:2par:30:start|2 Пар XXX]]). В целом рассказ [[old:2par:35:start|2 Пар XXXV]] о Пасхе Иосии, в сравнении с данными Пятикнижия о Пасхе ([[old:ish:12:start|Исх XII]]; [[old:ish:13:03|XIII:3–10]]; [[old:vtor:16:01|Втор XVI:1–8]] и др.), представляет значительные особенности, сближающие этот праздник с послепленной и вообще позднейшей иудейской практикой празднования его. Сюда относится прежде всего то, что заклание пасхальных агнцев в данном случае ([[old:2par:35:11|ст. 11]]) равно после, по возвращении иудеев из плена ([[old:ezd:06:20|1 Езд VI:20]]), совершается левитами и священниками, тогда как по первоначальному законоположению Моисееву о Пасхе заклание агнца предоставлено было каждому отдельному семейству ([[old:ish:12:06|Исх XII:6]]). В связи с этим во [[old:2par:35:11|2 Пар XXXV:11]] о пасхальной жертве нарочито говорится, что именно священники совершали кровекропление при этой жертве, т. е. подчеркивается специально жертвенное значение пасхального агнца (ср. о кровекроплении — примеч. к [[old:lev:01:05|Лев I:5]] — Толков. Библия I). В Мишне (тр. Песахим:V, 5–6) кровекропление представляется также необходимым элементом пасхальной жертвы. Жертвенный характер Пасхи выступает во [[old:2par:35:06|2 Пар XXXV:6–9]] тем рельефнее, что пасхальный агнец ставится в непосредственную связь с праздничными мирными жертвами, — так назыв. в позднейшее время //xaгига// (от //хаг,// праздник, — «праздничное», т. е. «жертвоприношение», ср. Мишна Песахим VI, 3–4). Единственно закономерным местом заклания как пасхальной, так и праздничной жертв в позднейшее время признавался двор храма (Мишна Песахим V, 8). И во [[old:2par:35:10|2 Пар XXXV:10]] имеется в виду только это место. В основе же всех этих особенностей празднования Пасхи при Иосии лежит возросшее при нем централизующее значение в религиозно-народной жизни храма Иерусалимского — вследствие произведенной этим царем религиозной реформы ([[old:4ts:23:04|4 Цар XXIII:4–20]]; ср. //W. Nowack//. Lehrbuch der hebrдischen Archдologie. 2-ter Bd. 1894 s.s. 172–175). [<10>]