[<10>] ====== Толкования на 2 Цар. 6:13 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 13-14 **И когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна. Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод** Поскольку тайной гордости сердца звучит упрёк в словах Елиуя: //Да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!// [[old:iov:37:24|(Иов 37:24)]], то хорошо бы всмотреться в те великие дары добродетелей, которыми наделён был Давид, и как скромно он вёл себя при всём том. Кто бы не вознёсся, разбивая челюсти львов, беря за космы медведя, будучи избранным, когда братья его оказались отвергнутыми, будучи помазанным править царством, когда цари оказались низвергнутыми, убив простым камнем Голиафа, у всех вызывавшего ужас, принеся после уничтожения врагов бесчисленное количество краеобрезаний, которых затребовал царь, получив, наконец, обещанное царство и правя всем народом Израиля без всякого противоречия? И вот, перенося ковчег Бога в Иерусалим, он пляшет перед ковчегом вместе с народом, словно бы забыв, что он из всех них предпочтён. А поскольку, как считается, таков был обычай - всему народу скакать перед ковчегом, то и царь кружится в танце, служа Богу. Смотри, как тот, кого Господь выделил особо, отвергает себя перед Господом и тем, что уравнивает себя с остальными, и тем, что ведёт себя просто. Власть царская сейчас не приходит ему на память. И не боится он казаться низким в глазах своего народа, ибо пляшет. И не вспоминает, будучи перед ковчегом Того, Кто наделил его честью, о том, что в чести он возвышен над остальными. Перед Богом он вёл себя чрезвычайно приниженно, дабы своим смирением укрепить славу деяний, которые он совершал в глазах людей. Что другие думают о его делах, я не знаю; я же более дивлюсь Давиду танцующему, а не воюющему. **//Нравственные беседы на Книгу Иова.//** ===== Свт. Максим Туринский ===== Ст. 13-14 **И когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна. Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод** Наши торжества празднуются тогда, когда Церковь соединяется с Христом, как говорит Иоанн: //Имеющий невесту есть жених// [[new:in:03:29|(Ин 3:29)]]. И вот ради такой свадьбы нас тянет плясать, подобно тому как Давид, царь и равно пророк, плясал, как о нём сообщается, перед ковчегом завета и много пел. Возрадовавшись сильно, он пустился в пляс, потому что в Духе он видел Марию, рождённую по его линии и введённую в покои Христа; и тогда говорит: «И выйдет Он, словно жених, из чертога Его». Он пел более других авторов-пророков, радостнее, чем они, и радостью своей связывал брачным союзом потомков своих. И, приглашая нас на своё торжество необыкновенно привлекательным способом, танцуя так радостно перед ковчегом [в ожидании] своего брачного союза, он научил нас тому, что нужно делать на наших торжествах. Тогда плясал пророк Давид. И чем же, мы бы сказали, был ковчег, если не Святой Марией, ибо ковчег хранил внутри себя скрижали завета, а Сама Мария носила в Себе Самого Творца Завета? Внутри ковчега был закон, Мария носила внутри Себя Евангелие; ковчег изнутри и снаружи сиял золотом, а Мария сияла изнутри и снаружи блеском девства: ковчег украшен был золотом земным, Мария - небесным. **//Проповеди.//** ===== Новациан ===== Ст. 13-14 **И когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна. Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод** И то, что Давид танцевал перед Господом, никак не поощряет верующих христиан занимать места в театре. Он не позволял себе непристойных движений тела и не исполнял скабрёзных танцев греческой драмы <...> Итак, нигде не предписывается смотреть на непристойное. **//О зрелищах.//** [<10>]