[<10>] ====== Толкования на 2 Цар. 24:1 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду** Когда Бог являет человеку, или целому народу, милосердие Свое, и когда получающий благодеяния Его оказывается неблагодарным, тогда возгорается гнев его, и часто для Него достаточно бывает в наказание предоставить виновных влечению их собственных мыслей, чувствований и желаний: //И не послушаша людие Мои гласа Моего, и Израиль не внят Ми, и отпустих Я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих// [[old:ps:080:12|(Пс. 80:12-13)]]. Бог не влечет никого к злу, но, когда Он удаляется от человека, то диавол овладевает человеком. «Поведение высших, - говорит Св. Григорий Великий, - бывает соответственно поведению подвластных им: часто случается, что царь или пастырь добродетельный впадает в погрешность вследствие грехов людей, находящихся под властью его. Давид, сей великий Пророк, которому Сам Бог дал такое славное свидетельство и которому Он открыл безвестные и тайные Премудрости Свои [[old:ps:050:08|(Пс. 50:8)]], впал в грех гордости и повелел сделать народосчисление: наказание за этот грех пало на подданных его, которые и сами были во многом грешны». (Нравоуч. кн.23). //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== Ст. 1, 15 **Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду... И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек** //В книге Царств написано, что Бог возбудил Давида исчислить народ, а в книге Паралипоменон говорится, что это сделал диавол [[old:1par:21:01|(1Пар. 21, 1)]]. Как можно показать, что Священное Писание себе не противоречит?// Поскольку Апостол называет диавола //богом века сего// [[new:2kor:04:04|(2 Кор. 4, 4)]], то исходя из этого следует понимать и написанное в книге Царств. Или иначе: поскольку помимо воли Промысла Божия не происходит ничего, но все происходит либо по благоволению, либо по домостроительству, либо по попущению, то благочестиво будет полагать, что в книге Царств **Бог возбудил** написано вместо "попустил", а в книге Паралипоменон диавол есть осуществитель и виновник. **Умерло семьдесят тысяч человек** [[old:2ts:24:15|(2 Цар. 24, 15]]; [[old:1par:21:14|1 Пар. 21, 14)]], то есть либо те, кто оказались с Авессаломом, либо те, кто охвачены страстью высокомерия и гордости. Согласно же созерцанию, это означает [следующее]: всякий Давид, который породил помышление не согласно благому расположению, а [охваченный] гордостью, раскаявшись, молится Богу, и – умирают его помышления, относящиеся к временному и преходящему – ведь число семьдесят, в связи c седмеричным кругом, означает движение времени. Поэтому лучше молить о прощении, чем терпеть преследования врагов-бесов или //голод слышания слова Господня// [[old:am:08:11|(Амос. 8, 11)]]. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду** //Перепись евреев. Моровая язва. Жертвенник Господу на гумне Орны// **Гнев Господень опять возгорелся на израильтян**. Мысль Давида о перечислении евреев и последовавшая затем повальная болезнь народа рассматриваются как попущение Божие на израильтян за их прегрешения. Одним из главных прегрешений Израиля данного времени является (по мнению многих древних и новых толковников) участие его в возмущениях против богопомазанного царя и пророка Давида, лучшего из царей еврейских. **Израиля и Иуду**, т. е. все еврейские колена, вошедшие потом в состав Израильского и Иудейского царства. **//Толковая Библия.//** [<10>]